С 1 ноября Смольный начнет субсидировать аэропорт Пулково, чтобы снизить тарифы на обслуживание авиаперевозчиков, привлечь новые авиакомпании и замедлить стремительное падение пассажиропотока.
Петербургский аэропорт Пулково с января по сентябрь обслужил на 653 тыс. пассажиров меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Такие данные приводит германский оператор аэропортов Fraport Group — совладелец ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково).
Чтобы если не остановить, то хотя бы замедлить падение пассажиропотока, в Смольном решили дать ВВСС льготу в размере 180 млн рублей, предварительно отсудив у компании несколько сотен миллионов дохода.
На сумму льгот Пулково предоставит дополнительные скидки авиаперевозчикам, которые запустят новые рейсы из местного аэропорта в стратегически важных для города направлениях — несмотря на политическую конфронтацию, приоритетными являются страны Европы и США.
Скрытое падение
Читайте также:
Авиация
Петербуржцы переплачивают за авиабилеты до 28%
ВВСС в начале этого года перестали публиковать отчеты о динамике пассажиропотока, который стремительно сокращается. В среднем с начала 2016 года Пулково каждый месяц недосчитывалось по 72,5 тыс. пассажиров, а в некоторые месяцы высокого сезона "недостача" превышала 130 тыс. пассажиров.
В результате только за 9 месяцев этого года ВВСС недополучили примерно 400 млн рублей дохода — сборы с каждого пассажира за пользование аэровокзалом и наземное обслуживание пассажиров. За оставшиеся до конца 2016 года месяцы сумма потерь может превысить полмиллиарда рублей.
Важно понимать, что тарифы на обслуживание пассажиров внутренних рейсов в разы выше, чем на международных линиях. А именно на международных направлениях пассажиропоток стремительно сокращается. На внутренних рейсах растет, но слабо. Доля международных пассажиров в совокупном пассажиропотоке по сравнению с октябрем 2014 года (до резкой девальвации рубля) сократилась с 51 до 30%.
Стратегия маршрутов
Катастрофическое падение пассажиропотока давно беспокоит Смольный. Решить проблему могло бы расширение географии полетов за счет увеличения числа рейсов авиакомпании "Россия" (входит в группу "Аэрофлот"), в которой Смольному принадлежит 25%. Ее флот базируется в Петербурге. Чиновники пытались уговорить главу "Аэрофлота" Виталия Савельева принять эти меры. Но тщетно.
В итоге ВВСС и Смольный смирились с мыслью, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и скрепя сердце региональные власти решились оказать Пулково материальную поддержку на 180 млн рублей. По оценкам коммерческого директора ВВСС Евгения Ильина, этих средств хватит, чтобы открывать по пять–семь новых маршрутов в год.
Новую мотивационную (бонусную) программу для авиаперевозчиков, направленную на расширение географии полетов и роста пассажиропотока, ВВСС запустят с 30 октября, когда начнется низкий зимний сезон. Согласно бонусной программе, запуская новый маршрут из перечня стратегических направлений, авиакомпании могут получить скидку на все аэропортовые сборы и тарифы — 60% на внутренние рейсы и 80% на международные. Причем скидки могут суммироваться, и максимальный размер бонуса может достигать 90%.
В список стратегических направлений ВВСС и Смольный включили 50 маршрутов, по которым из Пулково сейчас нет прямых рейсов, а именно: Нью–Йорк, Бостон, Венеция, Владивосток, Хабаровск.
Впервые мотивационную программу для авиаперевозчиков ВВСС ввели в 2011 году. А в декабре 2015 года, столкнувшись с серьезным падением пассажиропотока (по итогам прошлого года Пулково лишилось более 800 тыс. пассажиров), ВВСС существенно увеличили скидки, в частности за восстановление рейсов, так как иностранные компании одна за одной сворачивали деятельность в Петербурге из–за резкого падения спроса.
Они возвращаются
Субсидию ВВСС получат за счет смольнинского АО "Аэропорт Пулково", которое владеет новым и реконструированным терминалами аэропорта, а главное — получает на свой счет от ВВСС концессионные платежи, составляющие, согласно контракту, 11,5% от совокупного дохода оператора аэропорта. То есть получается, что АО "Аэропорт Пулково" готово отказаться от небольшой части своего дохода ради увеличения пассажиропотока.
В этой связи очень интересно, что в конце 2015 года, как писал "ДП", Смольный выиграл суд с ВВСС и добился увеличения роялти в пользу города в 1,5 раза. Теперь в течение 26 лет действия концессионного соглашения АО "Аэропорт Пулково" будет ежегодно получать от ВВСС около 1 млрд рублей вместо 570 млн.
Возможно, конечно, Смольный увеличит поддержку Пулково. Ведь программа рассчитана на 3 года, а 180 млн рублей — это бюджет первого, испытательного, этапа. Если ожидания оправдаются, то ее объем могут увеличить. В ВВСС надеются, что падение пассажиропотока до конца года замедлится и не превысит 5%, что ниже темпов снижения с начала 2016 года — 6,22%.
Основанием для такого оптимизма стал тот факт, что авиаперевозчики начали постепенно расширять список маршрутов и наращивать частоту полетов из Петербурга. Авиакомпания "Уральские авиалинии" в зимнем расписании увеличивает частоту полетов в Москву, Ош, Тбилиси, Калининград и Екатеринбург. Помимо этого запланировано открытие новых рейсов в Томск, Кемерово, Минеральные Воды, Худжанд и Эйлат.
Теперь слово за иностранными перевозчиками, ушедшими из Пулково в прошлом году.