15:1603 ноября 201615:16
1987просмотров
15:1603 ноября 2016
Оператор системы "Платон", принадлежащий Игорю Ротенбергу, заработает на сборах с дальнобойщиков значительно больше, чем мы привыкли думать. Вознаграждение будет ежегодно возрастать и концу срока действия концессионного соглашения может как минимум удвоиться. Грядущее двукратное повышение платы с грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам — это только начало. Без стремительного повышения платы не обойтись, так как запущенная год назад система сбора средств с дальнобойщиков "Платон" вскоре не сможет прокормить и оператора.
Конечно, все мы благодаря Алексею Навальному внимательно читали концессионное соглашение правительства РФ с OOO "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС — оператор системы "Платон", принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду "РТ-инвест"). По этому соглашению компания Игоря Ротенберга получила право в течение 13 лет за немалое вознаграждение собирать деньги с дальнобойщиков. Я кое-что напомню из этого документа. Занимательная, кстати, арифметика.
Согласно концессионному соглашению и распоряжению правительства РФ №1662-6 от 29 августа 2014 года, базовый размер ежегодного вознаграждения концессионера РТИТС составляет 10,610 млрд рублей без НДС. В данном случае применяется не льготный, а полный НДС, то есть 18%. Иными словами, из бюджета надо выплатить 12,520 млрд рублей в год — это минимум, так как вознаграждение индексируется.
Согласно формуле расчета, сумма вознаграждения концессионера может уменьшаться на штрафные коэффициенты (в уменьшении я сильно сомневаюсь), но при этом вознаграждение не может опускаться ниже уровня, равного 46,92% от базового размера (10,610 млрд), или 4,978 млрд рублей. Причем неснижаемая выплата индексируется "в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен".
Теперь немного прогнозов. За время правления Владимира Путина (16 лет) среднегодовой прирост потребительских цен в РФ составил 11,49%. Нет оснований полагать, что в следующие 13 лет инфляция будет ниже (хотя ЦБ РФ и пытается ее снизить, но вся система "Платон" только способствует росту цен).
А это значит, что вознаграждение концессионера ежегодно будет возрастать в среднем на 796 млн рублей и через 13 лет достигнет 20,725 млрд рублей в год (24,456 млрд с НДС). А всего за 13 лет концессионер может заработать на "Платоне" 201,497 млрд рублей.
Теперь смотрите: объем федерального дорожного фонда на 2016 год — 635 млрд рублей (из них примерно 80 млрд рублей передаются в региональные фонды). "Платон" за год работы собрал чуть более 16 млрд рублей. Эта сумма без повышения платы за проезд по федеральным дорогам уже сильно не возрастет, если принять во внимание закон Парето — все крупные транспортные компании, обеспечивающие основную массу платежей, уже в системе, а загнав в нее мелких перевозчиков, существенного прироста платежей не обеспечишь.
"Платон" собирает меньше 3% (!) от всего дорожного фонда РФ. То есть вот эту всю дорогостоящую систему затеяли, чтобы увеличить дорожный фонд на 3% и решить проблему дорог в России?
Причем сейчас "Платон" дает убыток 3-4 млрд рублей (сумма собранных средств за вычетом вознаграждения и вычетов по транспортному налогу). Чтобы "Платон" начал приносить прибыль, плату за проезд по федеральным дорогам надо непрерывно поднимать с учетом индексации вознаграждения концессионера. А оно будет расти в результате увеличения платы за проезд по федеральным трассам, так как транспортные расходы ложатся в цену товаров, которые вы потребляете. А рост потребительских цен ведет к еще большему увеличению вознаграждения концессионера. Бизнес-модель, в которой деньги теряют все, кроме семьи Ротенбергов.
Подписывайтесь на канал
ДП в Телеграме
, чтобы первым узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!