Петербургская сеть "Чайникофф" откроет восемь-девять кофеен в Москве. Первые точки компания запустит самостоятельно, затем перейдет к привычному для себя формату франшизы.
Сеть кофеен "Чайникофф" планирует открывать кофейни в Москве. Как рассказывает гендиректор компании Михаил Гусейнов, сейчас для новых точек ищут помещения. Для начала компания откроет три собственных заведения, затем начнет продавать франшизу и так расширит сеть еще на пять-шесть заведений. "У нас реалистичные планы, мы не заявляем, что откроем сразу 50 кофеен, расти будем понемногу", — говорит Михаил Гусейнов.
В Москве "Чайникофф" ищет помещения возле метро, но старается экономить: стоимость открытия одной точки, по расчету владельца, составит около 3-3,5 млн рублей. "При этом мы не рассматриваем возможность открытия там, где нельзя купить лицензию на алкоголь: одна из наших хитовых позиций — глинтвейн, он приносит значительную часть выручки", — отмечает Михаил. Владелец сети добавляет, что франшизой уже интересуются потенциальные покупатели, но они хотят посмотреть, "как пойдут дела"; москвичи оказались более осторожными, чем партнеры из других регионов, поэтому первые несколько заведений он откроет самостоятельно.
В Петербурге за последний год компания открыла семь новых точек. В 2015 году выручка одной кофейни сети составляла около 1 млн рублей в месяц, сейчас — около 1,2 млн рублей. Всего под этим брендом работают 18 точек.
В Москве работают несколько десятков петербургских рестораторов, прошлой осенью предприниматели особенно активно выходили на столичный рынок. В 2015 году гастропаб BRUXELLES ("Брюссель") площадью 500 м2 на улице Малая Дмитровка открыла группа Italy, в апреле на Мясницкой улице открылась первая московская точка MarketPlace площадью 400 м2.
Среди петербургских рестораторов, которые уже работают в Москве, — холдинг "Две палочки", сеть баров KillFish, Ginza Project и др. Открытие ресторана в Москве, по оценкам участников рынка, на 25-30% дороже, чем в Петербурге. Особенно на разницу вложений влияет аренда и зарплаты; ремонт обходится примерно в те же суммы. Но дороговизну компенсирует более высокий спрос: москвичи в рестораны ходят чаще, и средний счет в заведениях выше. Объем московского рынка общепита — около 175 млрд рублей в год (в Петербурге — 60 млрд). При этом выручка кафе и ресторанов Москвы снижается не только в натуральном, но и в денежном выражении: за 9 месяцев 2016 года, по данным "Мосгорстата", оборот общепита в столице составил 120 млрд рублей, за тот же период прошлого года — 128 млрд рублей. В Петербурге рынок пока "держится": он немного вырос в деньгах, хотя снизился в количестве посещений — по оценке "Макдоналдс", примерно на 3% с начала 2016 года.
"Наиболее выгодно сейчас открывать кофейню в Москве, а не в Петербурге, а если конкретнее — в Новой Москве, — считает Анастасия Комарова, учредитель компании "Умное рекламное агентство". — Не так давно границы Москвы были расширены, появились два новых округа: Троицкий и Новомосковский, так называемое ТиНАО. Дома там продолжают строить, постоянно заселяются жители. У переехавших из "старой Москвы" или других городов людей появляется потребность в местах для вечерних дружеских посиделок и быстрых дневных перекусов". Она добавляет, что выигрывают в этих районах кофейни, появившиеся раньше других. Люди быстро привыкают к заведениям, и заставить их поменять предпочтения конкурентам, появившимся позже, непросто. "Если вы выходите на рынок нового района не первыми, лучше открыть заведение другого формата (например, "кофе на бегу" или "healh&fast кафе").