00:3010 ноября 201600:30
7213просмотров
00:3010 ноября 2016
Петербургский нефтяной терминал, снижающий объемы перевалки с 2010 года, получил от "Роснефти" крупный контракт на перевалку мазута. Он обеспечит терминалу ежегодный доход в 1,5 млрд рублей.
Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) Михаила Скигина получил от ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" контракт на 4,5 млрд рублей. До конца 2019 года терминалу предстоит перегрузить 4,9 млн т нефтепродуктов, произведенных на Рязанском, Ярославском, Мозырском и других НПЗ "Роснефти". Прежде всего речь идет о топочном мазуте.
Контракт обеспечит ПНТ ежегодный доход в размере 1,5 млрд рублей, что составляет 51% от оборота за 2015 год — 2,9 млрд рублей.
Как ПНТ терял рынок
Основным владельцем ПНТ считается председатель совета директоров компании Михаил Скигин — старший сын Дмитрия Скигина, известного петербургского бизнесмена, умершего в Ницце в 2003 году. Участники рынка отмечают, что Скигин–старший входил в число предпринимателей — друзей президента РФ Владимира Путина.
В 1990–е годы, после развала СССР, большая часть мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов осталась в странах Балтии, и петербургский нефтяной терминал стал крупнейшей перевалочной базой в цепочке нефтяного экспорта. Например, через ПНТ нефть и нефтепродукты гнал на запад "Киришинефтехимэкспорт", в котором тогда работал хороший знакомый Владимира Путина — Геннадий Тимченко (первое место в рейтинге миллиардеров "ДП"). Но времена бурного роста грузооборота Петербургского нефтяного терминала остались в прошлом.
С тех пор как в порту Усть–Луга заработал нефтяной терминал АО "Усть–Луга Ойл", принадлежащий компаниям, аффилированным с Геннадием Тимченко, перевалка нефтепродуктов через Большой порт Санкт–Петербург сокращается. Объемы перевалки нефтепродуктов на терминале падают с 2010 года. Тогда грузооборот ПНТ достиг максимальной отметки с начала 1990–х — 12,2 млн т, по итогам 2015 года он едва превысил 7 млн т. А с начала 2016 года объемы перевалки на 33% ниже уровня прошлого года.
Возможно, контракт с "Роснефтью" поможет ПНТ переломить негативный тренд, сформировавшийся в последние годы.
Стратегическая ошибка
Примечательно, что изначально, в 2001 году, за строительство нефтеналивного терминала в Усть–Луге взялся ПНТ — совет директоров петербургского терминала в то время возглавлял нынешний президент ПАО "Газпром нефть" Александр Дюков.
Не прошло и 3 лет, как руководство ПНТ отказалось от проекта в Усть–Луге, сославшись на сомнительные перспективы окупаемости и дороговизну терминала (сметная стоимость строительства достигала $200 млн).
Стройка застопорилась до очередного обострения отношений с прибалтийскими государствами, когда федеральные чиновники решили, что стратегически важные товары, а к ним относятся и энергоресурсы, Россия будет переваливать сама. Тогда, в начале 2009 года, за терминал в Усть–Луге взялся Геннадий Тимченко. В кратчайшие сроки, в январе 2011 года, запустили первую очередь, а затем расширяли пропускную возможность.
За 2015 год усть–лужский терминал прибавил в перевалке нефтепродуктов 19%, преодолев отметку 30,5 млн т (пока предел возможностей).
Теперь именно через Усть–Лугу на экспорт гонят нефтепродукты почти все крупнейшие российские нефтяные компании: "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Газпром нефть", "Татнефть".
Иногда они возвращаются
В "Роснефти" и ПНТ на запрос "ДП" не ответили.
Однако опрошенные "ДП" эксперты на исключают, что нефтепродукты могут вернуться в Большой порт Санкт–Петербург. Эксперты Центра развития Высшей школы экономики полагают, что рекордная добыча нефти в РФ может трансформироваться в дальнейший рост экспорта или увеличение нефтепереработки с последующим экспортом нефтепродуктов. "Дефицита мощностей не возникнет. Хватит всем", — говорит Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews. Впрочем, по его мнению, пока об увеличении объемов экспорта речь не идет — просто сокращающий объемы перевалки ПНТ значительно снизил цену, чем и привлек "Роснефть".