Зачем автовладельцам предлагают бесплатный проезд

 

Дождались! Наконец–то депутаты начали мыслить по–европейски. Отличились Владимир Петров из Законодательного собрания Ленобласти и его петербургский коллега Алексей Цивилев. Оба предложили губернаторам города и области сделать бесплатным проезд на общественном транспорте.
История умалчивает, как и где депутатов посетила смелая новаторская идея. Но судя по тому, что оба предлагают бесплатно возить в автобусах только автолюбителей, причем лишь во время снегопадов, то не исключено, что озарение настигло депутатов, когда они мучились в пробках по не очищенным от снега городским трассам. Сильные снегопады парализовали автодвижение по многим городским улицам. И только пересадив автомобилистов на общественный транспорт, можно вылечить этот паралич, уверены депутаты.
Как идентифицировать временно бесплатных пассажиров? Этот вопрос слуги народа проработали в деталях. Пусть водители предъявляют контролеру–кондуктору водительское удостоверение в комплекте с полисом ОСАГО.
Автомобилисты давно не ждут милости от погоды, а от властей и тем более. Так и не дождавшись разрешения ездить даром, многие автовладельцы уже перебрались в метро. Пассажиропоток подземки с начала снегопадов вырос на 100 тыс. пассажиров в сутки, сообщает метрополитен. Спрос растет — время поднимать цену, а не обнулять стоимость проезда.
Несмотря на кажущуюся абсурдность депутатской идеи, она не такая уж и безрассудная. Можно вспомнить недавний опыт Таллина. Власти столицы Эстонии с 2013 года сделали проезд в общественном транспорте бесплатным для жителей города. В результате движение легковых автомобилей в центре Таллина сократилось, а пассажиропоток в общественном транспорте вырос.
Но не все так однозначно. Опыт других европейских городов, сделавших проезд в общественном транспорте бесплатным, демонстрирует несколько иной результат, чем в Таллине. Там тоже пассажиропоток в общественном транспорте вырос, но не за счет автомобилистов. Они так и не отказались от машин, а вот велосипедисты с удовольствием пересели в бесплатные автобусы.
Но тут, мне кажется, есть проблема: если общественный транспорт в Петербурге будет полностью финансироваться из бюджета, то окончательно пропадут стимулы заботиться о клиенте. Наш общественный транспорт и так не назовешь клиентоориентированным. А станет еще хуже.
Впрочем, петербургские власти пока не готовы брать на себя бремя финансирования общественного транспорта в полном объеме. В Смольном склоняются к тому, чтобы резко повысить стоимость проезда в общественном транспорте и сократить субсидии на него.
Логично предположить, что из–за увеличения стоимости поездки в автобусе личный автомобиль станет еще более привлекательным, не только с точки зрения комфорта, но и по экономическим соображениям. Тогда следующим шагом Смольного станет резкое расширение зоны платных парковок и увеличение их стоимости до такого уровня, чтобы приезжать на машине в центр горожанам было невыгодно.