Мессенджер Snapchat выходит на биржу. Это будет крупнейшее после Facebook размещение акций IT-компании. Рыночную стоимость Snapchat оценивают в сумму до $40 млрд, что совсем недалеко от крупнейшей компании России — "Роснефти". "ДП" выяснил, как Snapchat стал популярнее Twitter и почему его называют убийцей Facebook.
Компания Snap Inc., владеющая мессенджером самоуничтожающихся сообщений Snapchat, уведомила американский регулятор о планах провести первичное публичное размещение акций (IPO), пишет Reuters со ссылкой на источник.
Владельцы Snapchat отказались комментировать эту информацию. Конфиденциальная подача документов объясняется небольшой (менее $1 млрд) выручкой компании на текущем этапе, отмечают источники Bloomberg. В рамках IPO, которое может пройти в марте следующего года, Snap Inc. может быть оценена в $20-25 млрд. Источники издания оценивают Snapchat в сумму до $40 млрд.
Таким образом, IPO Snapchat будет крупнейшим среди IT-компаний с 2012 года. Тогда Facebook при выходе на биржу привлекла $16,01 млрд, капитализация компании оценивалась в $81,2 млрд. Кроме того, это будет самое крупное размещение на американской бирже с 2014 года, когда Alibaba Group привлекла на размещении своих акций $25,03 млрд (капитализация — $168 млрд).
По данным Bloomberg, Snap Inc. планирует провести IPO объемом до $4 млрд. Часть полученных от IPO средств Snap может использовать для покупок в области дополненной или виртуальной реальности, утверждали источники The Wall Street Journal. В частности, сейчас Snap работает над очками Spectacles со встроенной камерой.
Впервые информация о IPO Snapchat появилась еще летом 2015 года, тогда компания оценивалась в $15 млрд. На последнем раунде финансирования в 2016 году стоимость компании была оценена в $18 млрд. В октябре стало известно о том, Snapchat выбрал в качестве основных организаторов IPO крупнейшие американские банки — Morgan Stanley и Goldman Sachs, а также JPMorgan, Deutsche Bank, Allen & Co., Barclays и Credit Suisse.
Топ-10 крупнейших IPO в истории
Источник: Bloomberg
Война с Facebook
Мессенджер Snapchat — это сервис обмена моментальными сообщениями. Его особенность состоит в том, что отправленные в нем данные доступны для просмотра получателем только в течение 10 секунд, по истечении этого времени информация исчезает. Приложение в 2011 году запустили выпускники Стэнфордского университета Эван Шпигель, которому на тот момент было 22 года, и Бобби Мерфи.
Изначально сервис не претендовал на успех Instagram, который стартовал с 25 тыс. пользователей. Аудиторией Snapchat изначально были калифорнийские школьники, которые использовали его для переписки, скрытой от родителей и учителей. Однако вскоре его достоинства оценили подростки по всей Америке.
Snapchat, в отличие от Facebook, позволял взаимодействовать только с актуальными пользователями, а не со всем списком контактов. Кроме того, сервис работал по Wi-Fi и на всех устройствах с ОС iOS и Android, что делало его общедоступным и абсолютно бесплатным. Главным плюсом приложения было решение проблемы соцсетей, в которых размещенный контент оставался навсегда и был доступен для просмотра третьим лицам. Таким образом, Snapchat вернул пользователей во времена, когда им не приходилось думать о самоцензуре.
В итоге американские подростки начали стремительно мигрировать со "стариковского" Facebook на молодежный Snapchat. В декабре 2012 года Марк Цукерберг приехал на конфиденциальную встречу с Эваном Шпигелем, на которой анонсировал запуск сервиса Poke — клона Snapchat от Facebook. На следующий день после запуска Poke заняло первую строчку в рейтинге приложений для iPhone на App Store, однако через 3 дня Snapchat вырвался вперед благодаря рекламе, а приложение от Facebook выбыло из топ-30 и позже было закрыто.
В ноябре на фоне растущей популярности Snapchat Facebook предложил его основателям продать сервис за $3 млрд (на тот момент стоимость трех Instagram), но Шпигель и Мёрфи отклонили предложение, несмотря на то что могли получить по $750 млн (владеют долей по 25%). "В мире немногим удается создать бизнес вроде нашего. Размениваться на сиюминутный доход не очень интересно", — заявил тогда Шпигель.
В октябре 2016 года Snapchat уверенно обошел Facebook по популярности среди подростков. Согласно исследованию Piper Jaffray, 80% опрошенных подростков использовали Snapchat как минимум 1 раз в месяц. При этом лишь 52% участников опроса указали, что заходили на свои страницы в Facebook хотя бы раз в месяц. В этом же месяце стало известно о том, что Facebook попыталась купить азиатский клон Snapchat — мессенджер Snow, однако владельцы сервиса отклонили предложение Цукерберга.
Прирост подростковой аудитории в мессенджерах в США,%
Источник: Statista
Путь до $1 млрд выручки
Snapchat был запущен в сентябре 2011 года, тогда сервисом пользовались 127 человек. В апреле 2012 года компания Lightspeed вложила в Snapchat $485 тыс., исходя из оценки компании в $4,25 млн, к этому моменту сервисом пользовались уже 100 тыс. пользователей.
В апреле 2013 года Snapchat получила свыше $75 млн инвестиции, в том числе от компаний Institutional Venture Partners, General Catalyst Partners и SV Angel. В апреле 2016 года стало известно, что Snapchat удалось достичь планки в 100 млн ежедневных активных пользователей от 18 до 34 лет (41% аудитории), превзойдя по аналогичному показателю переживающий упадок Twitter.
В октябре 2016 года Amnesty International оценила число пользователей Snapchat в 200 млн, поместив приложение в топ-10 самых защищенных. По данным исследования eMarketer, число пользователей Snapchat на конец 2016 года только в США достигнет 58,6 млн, или 31,6% от всех пользователей социальных медиа. В ноябре журнал Time включил Snapchat в число лучших приложений 2016 года.
Помимо инвестиций, основанных на популярности сервиса, основным источников дохода Snapchat является реклама. В январе 2015 года компания запустила рекламную платформу Discover, с помощью которой издания и телеканалы смогли публиковать свои новости и сюжеты. Мессенджер стали также осваивать такие крупные бренды, как McDonald's, General Electric и Taco Bell.
Через год, в феврале, Snapchat впервые опубликовал на своем сайте видео из своей ленты событий Live Stories. По данным Re/Code, Live Stories стал основным источником дохода Snapchat. Так, один 10-секундный рекламный ролик в этом разделе стоит примерно $400 тыс. В октябре Snap представила API, который позволяет сторонним компаниями продавать рекламу на его ресурсах. Компания также анонсировала выпуск очков Spectacles со встроенной камерой.
Bloomberg отмечает, что Snap Inc планирует нарастить свою рекламную выручку с $59 млн в 2015 году до более $350 млн в этом году и до $1 млрд — в 2017 году. По данным источников WSJ, ей уже удалось превзойти верхнюю границу этого своего прогноза на текущий год.
Очки от Snapchat