Системы сертификации – как обязательной, так и добровольной – сегодня становятся основой для развития технологий производства, позволяющих выпускать безопасную и качественную продукцию. Так, в ноябре 2016 года ООО "Комбинат химико-пищевой ароматики" подтвердил соответствие своей продукции международным стандартам ISO 22000 и FSSC 22000, что позволит ему работать в том числе на международных рынках.
Для предприятий, работающих с пищевой промышленностью, требования к качеству продукции весьма жесткие. Их деятельность регламентируется большим количеством документов, различными стандартами – как российскими, так и международными. Но сертификат соответствия какому-то стандарту не самоцель, главное в этом – обеспечение качества и безопасности продуктов, которые попадают на полки магазинов и в желудки покупателей.
При этом подтверждение качества требуется не только для конечного продукта, но и для его компонентов. Например, для ароматизаторов – ингредиентов, без которых невозможно сделать многие любимые лакомства, например зефир, мороженое или лимонады. Крупнейшим в России производителем ароматизаторов для всех сегментов пищевой промышленности является петербургский Комбинат химико-пищевой ароматики (КПХА). На его примере наглядно видно, как должна быть выстроена система контроля качества на предприятии, как она влияет на технологический процесс и одновременно может стать маркетинговым инструментом для продвижения продукции на рынке.
Понятно для всех
Система контроля в первую очередь обеспечивает стабильный уровень качества продукции. "Это самая важная часть производственного цикла – начиная с входного контроля сырья и материалов и заканчивая контролем готовой продукции", – объясняет директор по качеству КПХА Татьяна Шадура. Так, на комбинате с 2002 года успешно работает интегрированная система менеджмента качества на соответствие требованиям международных сертификатов ISO 9001 и ISO 22000.
Если сертификат ISO 9001 – это фундаментальное свидетельство надежности предприятия и стабильного уровня качества продукции, то ISO 22000 – это специализированный сертификат для компаний, производящих пищевые продукты или пищевые ингредиенты. И в ноябре 2016 года КПХА в очередной раз прошел ресертификационный аудит на соответствие требованиям ISO 22000 и FSSC 22000. Полученные сертификаты будут действовать в ближайшие 3 года.
Чтобы получить любой из упомянутых выше сертификатов, предприятие должно привести в соответствие с жесткими международными требованиями все составляющие производства: от зданий, машин и оборудования до состояния здоровья рабочих. Результатом же, как отмечает Татьяна Шадура, является не просто "бумажка", а повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта за счет роста доверия со стороны как потенциальных партнеров, так и потребителей. Сертификаты ISO на сегодняшний день показывают, что качество системы было подтверждено извне компании, независимыми экспертами. И этот знак качества одинаково понятен зарубежным партнерам – как восточным, так и западным. "Без них работать на международном рынке невозможно", – поясняет Татьяна Шадура.
Для работы на территории России и СНГ используются требования ГОСТ – это межгосударственные региональные стандарты стран СНГ, устанавливающие требования к самой продукции, методам ее испытаний и т. п. Поэтому вся продукция комбината, а также входящее сырье и материалы обязательно проверяются на соответствие требованиям ГОСТ.
Быть ближе к потребителю
Есть сертификаты, наличие которых не является обязательным, но позволяет расширить целевую аудиторию потребителей продуктов, показать уважение к клиенту. Например, среди видов добровольной сертификации продуктов питания есть системы, связанные с религиозными требованиями к пище. Это в первую очередь кашрут и халяль. Кашрут определяет соответствие продукта требованиям еврейского закона, галахи, а халяль – это все то, что разрешено и допустимо в исламе.
Однако, как рассказывает Татьяна Шадура, круг потребителей халяльной и кошерной продукции не ограничивается религиозными людьми. Согласно маркетинговым исследованиям, ее охотно выбирают сторонники здорового образа жизни, вегетарианцы – словом, все те, кто хочет быть твердо уверен в качестве и пользе купленных продуктов и напитков. А поскольку ароматизаторы являются неотъемлемой частью многих продуктов, то наличие у комбината таких сертификатов расширяет круг клиентов и партнеров, обеспечивает рост продаж. Тем более что эти сертификаты также являются международными. Так, процедуру сертификации на соответствие требованиям кашрута проводят представители международной организации "Ортодокс Юнион" (Союз ортодоксальных конгрегаций Америки) и представители Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины. "Уполномоченные сотрудники приезжают на предприятие, внимательно изучают производственный процесс и все без исключения входящие ингредиенты, которые тоже должны соответствовать требованиям галахи", – объясняет Татьяна Шадура. Процедуру сертификации на соответствие требованиям халяля на комбинате проводят представители Международного центра стандартизации и сертификации "Халяль", расположенного в Москве.
Торговля без границ
Систем сертификации существует в мире довольно много, и каждое предприятие выбирает для себя те, которые необходимы именно ему для ведения бизнеса. Например, аудиты социальной ответственности Ecovadis и SEDEX еще не вошли в повседневную практику большинства российских компаний, но на КПХА они были проведены. "Это было требование наших клиентов – крупных транснациональных компаний, что является стандартным условием для установления партнерских отношений с игроками такого масштаба и включения комбината в список одобренных поставщиков", – объясняет Татьяна Шадура. Пройдя такой мониторинг, предприятие получает объективное подтверждение того, что в компании тщательно соблюдаются принципы этической и социальной ответственности.
Помимо сертификации, для работы на международных рынках требуется внимательный подход к вопросам брендинга: название компании должно легко произноситься, запоминаться и ассоциироваться с той отраслью, в которой она работает. Российские названия, переведенные на иностранный язык дословно, могут быть трудны для восприятия, что приводит к мысли о дополнительном бренде, более удобном для иностранных клиентов и партнеров. Поэтому, например, КПХА выбрал в качестве международного бренда наименование Rusaroma, которое было зарегистрировано как торговая марка в 2015 году. "Такое название менее громоздко, чем англоязычный перевод полного названия нашего предприятия и более явно идентифицирует нас с производителями аналогичной продукции в мире", – поясняет Татьяна Шадура, отмечая, что под этой маркой продукцию комбината уже знают в странах Евросоюза, США, Бразилии и Иране.
brand voice