Странные автомобили — мой фетиш. Они редко становятся популярными и чаще всего нравятся только мне и прочим пресыщенным эстетам. Но Kia Soul явно выбивается из этого ряда. При всем своем авангардном внешнем boxy-виде она стала не молодежным транспортом, а пенсионерской колесницей. Как когда-то ВАЗ-2104, который в незапамятные времена мне подарили в банке, где я работал, и я думал, что универсал — это так стильно, удобно сноуборд возить. А в городском потоке на таких машинах ездили откровенные "кузьмичи". Вот и с Kia Soul та же ситуация. Пожалуй, главной иконой boxy-стиля была Toyota bB, которая появилась в 2000 году, в Америке продавалась под названием Scion xB, а в Японии также известна как Daihatsu Materia и Subaru Dex. Это такой маркер субкультуры. Его владельцу надо слушать и читать рэп, носить кепку набок и ездить на скейтерские райды. А в России клиенты в Kia Soul возят рассаду на дачу, носят валокордин во внутреннем кармане и слушают "Вести ФМ".
В России Kia Soul отчего-то начали называть кроссовером и сравнивать с машинами этого класса. А у нее отродясь не было полного привода и большого дорожного просвета. Высокая крыша и угловатый кузов — не повод называть ее кроссовером. Это пятидверный хетчбэк странной формы. Лобастенький, почти с вертикально стоящим лобовым стеклом, с узкими фарами по краям, узенькой полоской пластика в виде собачьей кости, изображающей решетку радиатора. Широкий передний бампер снизу украшает накладка из черного глянцевого пластика, с отверстиями под вентиляцию и круглыми стильными противотуманками по краям в самом низу. Колеса кажутся огромными даже для такого высокого кузова, а боковая оконная линия по мере продвижения к корме сужается, становясь похожей на бронещель. Плоские боковые поверхности, развитые арки крыльев и дверные ручки — больше на бортах ничего нет. На крыше рейлинги. Кормовая часть с высокими вертикальными фонарями, глянцевой вставкой бампера, глянцевым пластиком вокруг пятой двери и круглые противотуманные фонари в самом низу заднего бампера как точки габаритов. Не знаю, красивая ли это машина, но она точно заметная и самобытная. Китайцы из Great Wall тоже сделали подражание Toyota bB, сначала просто его скопировав, а затем одев во внедорожный обвес. Красоты в этом нет, и продажи Great Wall Coolbear были так себе. А у Kia продажи идут. В белом цвете она мне напомнила набор футуристической кухонной мебели. Встречаются экземпляры в двухцветной окраске, они прекрасны: красный с черной крышей, молочный с красной, кремовый с черным, синий с черным… Восторг.
В салоне все весьма игриво. Но только если мы возьмем одну из максимальных комплектаций. Тогда у нас веселенькая обивка сидений с яркой прошивкой, козырек над приборной панелью тоже со строчкой. Сами приборы — оптитронные, яркие, с цветным дисплейчиком между спидометром и тахометром. Руль с подогревом хорош. Не прекрасен, а именно хорош. Маленький, на каждой спице по четыре кнопки, объединенные в кружок, по краям от рулевой ступицы еще кнопки. Очень неформальный руль.
Есть открытия приятные и не очень. Например, в торпеде есть динамики в самых краях, они стоят решетками наружу и оформлены как дорогая акустика в стиле high-end. Под ними — дефлекторы вентиляции. Стильно. По центру торпеды сверху — тарелка сабвуфера. Или под сабвуфер, если комплектация попроще. Но музыка весьма простая. Хотя при так оформленных динамиках я ждал зажигательного саунда.
Пользоваться мультимедиа удобно, но дисплей маловат. Говорят, бывает большой дисплей, но мне досталась машина с экраном как у телефона Nokia e72, и на него же выводится картинка кормовой камеры. Представляю, как пенсионеры сдвигают очки на лоб, чтобы разглядеть изображение. Зато кнопки климата понятного размера, а подогрева сидений — огромные. Чтобы трясущимися руками на морозе не промахнуться.
Ниже, уже на центральном тоннеле — полочка для телефона с полным набором разъемов, селектор автомата. Тут же подстаканники, подлокотник. Ручник обычный, не электронный, и это по нынешним временам подарок. Если считать, что руль и рычаг КПП — функциональная пара, то в Kia Soul они два сапога пара. Набалдашник рычага тоже мал, размером с шарик для настольного тенниса, и украшен неуместной глянцевой пластмассовой вставкой. Кожаный чехол рычага со стильной строчкой. Я пытаюсь устроиться поудобнее. Кресло неплохо держит тело, есть боковая поддержка как на спинке, так и на подушке. Это и смотрится стильно, и удобно в дороге. Уютно. Кладу руку на подлокотник двери — длинный ряд кнопок, ручка для хвата и мягкая подушечка под локтем. Стиля нет, но удобно. Тянусь направо, к бардачку, и не могу найти, как он открывается. Кнопка большая, но неприметная. Нажав ее, я узрел огромную пасть. На крышке — еще и карман, в который войдут документы А4. Сверху — отверстие для потока воздуха от кондиционера. Вот интересно, кто-нибудь этим пользуется? У всех моих знакомых в бардачке лежат какие-то бумаги, сервисная книжка, инструкция. Стильных калифорнийцев, которые бы охлаждали газировку, не видел ни разу в России.
Сажусь назад и ловлю себя на мысли, что кузов высокий, много места над головой, много воздуха. Именно тут, на заднем сиденье, начинаешь думать, что ты в кроссовере. Подлокотник сзади есть, а люка для длинномеров нет. Нет и кармана в спинке водительского сиденья. Он только в спинке пассажирского. Что за странная экономия? Складываются сиденья раздельно самым простым способом — при помощи пимпочки в верхней части спинки, и за эту простоту тоже спасибо. Говорят, тут бывает обогрев сиденья за доплату.
Выхожу из машины и открываю багажник. На его крышке успеваю заметить прилив камеры. Стильный бугорок! Грузовой отсек невелик, справа есть небольшая полочка, под полом — большой органайзер, а под ним — запаска. Видимо, хотели сделать, чтобы не было ступеньки при складывании задних сидений. Не уверен, что это правильно. Детскую коляску сюда запихивать будет непросто. Фальшпол багажника, скрывающий органайзер, — жесткий, удобно сдвигающийся, но пользоваться им нельзя: стоит что-то положить, и сдвинуть ничего нельзя — надо все выгружать. Зачем эти навороты?
Под капотом — мотор 1,6 л, 132 л. с. и автомат о шести передачах. Едет весьма резво. Тормозит тоже хорошо. Вообще, за двумя педалями машина следует идеально. Говорят, скоро будет рестайлинговая машина с мотором 204 л. с. Это будет интересно попробовать. А пока — все в допуске. Руль производит странное впечатление. Не могу понять — это естественное реактивное действие или нет? И шумно. Ясно, что зимняя резина сильно досаждает гулом, но и дорогу тоже слышно хорошо, и по аркам что-то барабанит. Дорожный просвет велик для легковушки — 17 см, но передний бампер не позволит мнить себя джипером, хотя победит практически любой поребрик.
Плавность хода оставляет желать лучшего. Жестко! Наверное, боятся, что этот коробок упадет в повороте набок.
Расход получился около 11 л, я боялся худшего при такой кубической внешности. Все-таки аэродинамика кирпича всегда ведет под руки эффектный внешний вид и прожорливость. А тут приятный сюрприз. И вообще, цена по нынешним временам не кажется запредельной. Максимальная комплектация с сабвуфером, подсветкой динамиков и панорамной крышей с люком стоит 1,2 млн рублей. К сожалению, в нее входят и огромные колеса R18, которые удорожают зимнюю резину, добавляют машине веса, жесткости на ямах и лишь немного харизмы. Машина, купленная за 960 тыс. рублей, гораздо менее изящна в интерьере. В ней сердце не поет совсем. Поэтому нужна машина именно в топовой комплектации. Конечно, за эти деньги можно купить настоящий кроссовер, например Hyundai Creta или Renault Kaptur. Ради интереса я пошел в салон Renault, сравнить вживую. Посмотрел… и мне захотелось вернуться в салон Kia.