10:2329 ноября 201610:23
778просмотров
10:2329 ноября 2016
Сначала года в Петербурге транспортные надзорные органы (Северо–Западный Ространснадзор, комитет по транспорту при содействии ГИБДД) задержали 130 нелегальных маршруток. А их владельцев и водителей по разным статьям КоАП РФ оштрафовали на 8,7 млн рублей. Сколько из этих средств в итоге поступит в бюджет — отдельная тема разговора. Замечу лишь, что нелегалы потому и нелегалы, что работают в тени, не платят налогов и штрафы платить не собираются. С деньгами они расстаются, только когда выкупают транспортное средство со штрафстоянки. И то большинство маршруток нелегалов до штрафстоянок не довозят. Не берусь утверждать, но поговаривают, что из–за высокой коррупции.
Федеральное законодательство сейчас запрещает операторам штрафстоянок взимать плату с проштрафившихся водителей — они могут забрать машину, а уже потом оплатить штраф, стоимость эвакуации и штрафстоянки. Но на штрафстоянках эту норму закона игнорируют, то есть борются противозаконными, нелегальными методами с нелегальными перевозчиками. Впрочем, им все равно достается меньше от надзорных органов, чем легальным транспортным компаниям. С ними власти борются намного охотнее, чем с нелегалами. Во–первых, с уязвимым соперником бороться намного легче, ведь все легальные перевозчики зарегистрированы, весь их бизнес как на ладони. А во–вторых, белого перевозчика проще принудить заплатить штраф. Куда он денется, не заплатит — лишится лицензии, потеряет договор на перевозку.
Правоохранителям очень удобно за счет легальных перевозчиков выполнять план по штрафам и рисовать красивую статистику по борьбе со злом. Например, ст. 238 УК РФ "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" попала в статистику правоохранительной деятельности. Теперь сотни водителей штрафуются по этой статье за любую мелочь, например за неработающую подсветку номерного знака. Хорошо, что еще не сажают по этой статье, а только штрафуют водителей на 30 тыс. рублей. Это один из немногих примеров госрегулирования пассажирских перевозок. Другие методы не менее нелепые. В итоге на борьбу с нелегалами у надзорных органов почти не остается времени и сил.
Большинство нелегалов работают на маршрутах между городом и областью — возят людей в пригороды от станций метро. Легальные перевозчики могли бы побороть нелегалов экономически — достаточно вывести на маршруты несколько десятков автобусов и забрать пассажиров себе. Но для этого нужны договоры на перевозку пассажиров со Смольным и правительством Ленобласти. А городские и областные власти уже много лет не могут договориться о едином реестре маршрутов между субъектами, что только на руку нелегалам.
Пока транспортные власти не изменят политику, нелегальный бизнес будет процветать, а легальный загибаться. Не исключено, что через несколько лет половину рынка будут контролировать нелегалы. Несколько лет назад мы считали, что подвижной состав нелегалов не превышает и 60 автобусов различной вместимости, от 18–местных и более, а сегодня, по самым скромным подсчетам, их уже не менее 300.
Василий Киселев - председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров