10:4330 ноября 201610:43
1098просмотров
10:4330 ноября 2016
Инновационный стартап и малый бизнес — это как ребенок и карлик. Они оба маленькие и попадают под определение закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Но на этом их сходство заканчивается. Рассмотрим различия.
Амбиции. Инновационный стартап изначально целится стать большой глобальной компанией.
Приоритеты развития на запуске. Малый бизнес, например кафе, с первого дня работает на выручку. Для инновационного стартапа выручка с первого дня запуска чаще всего недостижима, да и цель другая — рост капитализации.
Активы. У малого бизнеса они понятны и просты. Помещение, оборудование, выручка — все это можно учесть и поставить на баланс. Активы стартапа — это бухгалтерский кошмар. Конечно, интеллектуальную собственность, защищенную патентом, можно поставить на баланс. Но по какой стоимости? А как быть с таким активом, как количество пользователей? Как поставить на баланс команду? Или новизну продукта?
Новизна. Инновационный стартап привлекателен для инвестора именно потому, что имеет значительный потенциал роста благодаря новизне (продукта, бизнес-модели, рынка). А какое-нибудь кафе привлекает понятным и простым возвратом инвестиций.
Инвестиции и инвесторы. Малая компания принимает инвестиции под возврат в ближайшем будущем в виде участия в выручке. Венчурный инвестор, вкладывающий средства в инновационный стартап, чаще действует по спекулятивной логике. Небольшие вложения в самом начале, когда компания мало стоит, плюс быстрый рост капитализации (в случае успеха) дают такому инвестору возможность заработать во много раз больше, чем он вложил.
Риски. В малом бизнесе с традиционными продуктом, рынком и бизнес-моделью риски можно просчитать и оценить. Инновационный стартап живет в зоне сильнейшей неопределенности, которая является оборотной стороной соблазнительной новизны. Поэтому, по образному выражению Нила Гершенфельда, если обычный бизнес "заряжает — целится — стреляет", то инновационный стартап "заряжает, стреляет, стреляет, стреляет и наконец понимает, куда целиться".
Бизнес-план. Как известно, у проекта должен быть бизнес-план, и, как считается, чем подробнее, тем лучше. С инновационным стартапом на ранней стадии развития это, к сожалению, чаще всего не работает. Любой подробный бизнес-план приходится переписывать практически ежедневно. Вместо него нужно представить несколько опорных цифр в перспективе на несколько лет вперед: сколько будет стоить разработка, сколько по годам планируется продаж и так далее.
Автор — бизнес–ангел, руководитель отдела технологического маркетинга ИППТ в СПбПУ