Этой ночью открылось движение по центральному участку Западного скоростного диаметра. "ДП" проехал по заработавшей в полную силу трассе.
Этой ночью, с 3 на 4 декабря, центральный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД) открылся по-настоящему: около часа ночи по нему пустили движения. Напомним, официальная церемония открытия прошла днем 2 декабря, на нее приехал Владимир Путин, но простым смертным въезд все еще был закрыт.
Слух о том, что движение откроют именно ночью с 3 на 4 декабря, прошел накануне, поэтому к моменту запуска у пунктов оплаты и у въезда с Морской набережной выстроились небольшие очереди по 10-15 машин. И так с первых минут участок не пустовал. Всю ночь его тестировали первые, самые любознательные автомобилисты. Тем более, проезд по этой части ЗСД в ближайшие месяцы будет бесплатным.
Среди исследователей нового участка были и корреспонденты "ДП".
Ажиотажем вокруг нового участка воспользовались и сотрудники ГИБДД. Они встали на заезде на ЗСД с Морской набережной и ловили стремящихся на ЗСД нарушителей. Таковых было немало, поскольку схему движения изменилась этой же ночью, и к светофорам и поворотам еще никто не привык.
Как ранее и сообщали городские чиновники, съезд с Морской набережной позволяет водителю повернуть направо, в "карман" ул. Кораблестроителей, или налево, в сторону Наличной ул. Последний вариант, определенно, будет более популярным. Проезжая у Наличной ул., уже можно наблюдать, как строится съезд на наб. Макарова. Указатели на ЗСД уже сейчас сообщают, что дорога ведет на наб. Макарова.
Автомобилисты, заехавшие на центральный участок, начинали массово вставать на "аварийку", и снимали впечатляющие виды, которые открываются с трассы. С нее можно и довольно близко разглядеть строящийся стадион для "Зенита" на Крестовском острове, и увидеть вдалеке подсвеченную будущую башню "Лахта-центра", и посмотреть на промзоны заводов с клубами дума из труб.
Если же использовать центральный участок ЗСД не для экскурсий (для которых он, конечно, совсем не предназначен, и по правилам останавливаться там нельзя), а для поездки из точки А в точку Б, то время этой поездки по-настоящему впечатляет. Буквально за 10 минут можно пересечь полгорода, а за 20 минут – весь город, очутившись неподалеку от Финского залива.
ЗСД строился с 2005 года. По данным ЕГРЮЛ, оператор ЗСД ООО "Магистраль северной столицы" (МСС) c лета 2011 года принадлежит кипрскому офшору "Исмер лимитед" (Ysmer Limited). МСС представляет консорциум инвесторов, в который входят "ВТБ Капитал", Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, кипрская GPB. Гендиректор МСС - Алексей Бнатов. Интересы городского правительства в стройке представляет АО "ЗСД", принадлежащее городу через комитет имущественных отношений.
Центральный участок ЗСД — самый дорогостоящий. Его строительство обошлось в 128 млрд рублей, из которых бюджет выделял 51 млрд. Строительство других двух участков велось за бюджетный счет. Работы на северном участке стоили 36 млрд рублей, на южном — в 47 млрд.
Концессионное соглашение предполагает, что в течение первых 4 лет работы ЗСД, до 2019 года, Смольный будет компенсировать убытки МСС, если таковые будут. Договор предполагает, что в год трасса будет зарабатывать не менее 9,6 млрд рублей. Разницу между этой суммой и реальной Смольный и должен компенсировать в течение первых 4 лет. В 2016 году в бюджете города на компенсацию заложено 4,1 млрд рублей, в 2017-м — 4,6 млрд рублей. Однако, если недостаток прибыли окажется больше, чем уже заложенные в бюджет суммы, городу тоже придется его выплатить. В 2020 году ЗСД должен выйти на самоокупаемость. По договору с этого момента концессионер начнет выплачивать в бюджет Петербурга 90% денег, собранных свыше 9,6 млрд рублей, а себе оставлять, соответственно, 10%. Таким образом МСС будет управлять работой ЗСД до 2042 года. За этот период трасса должна принести в бюджет до 380 млрд рублей, то есть в разы больше, чем в нее вложили.