Российский рынок смартфонов демонстрирует заметный рост в рублях, но не благодаря улучшению покупательной способности населения, а за счет подорожания техники. Ее все чаще берут в кредит.
В 2016 году поставки смартфонов на мировой рынок вырастут на 0,6%, до 1,45 млрд штук, против роста на 10,5% в 2015 году, сообщает в новом отчете агентство IDC. Таким образом, на мировом рынке наблюдается стагнация. В России спрос на смартфоны постепенно восстанавливается, одной из ключевых тенденций ретейлеры и аналитики единодушно называют увеличение доли "кредитных телефонов". При этом неуклонно растет средний чек покупки. Российский рынок смартфонов демонстрирует рост на фоне слабых показателей прошлого года. Так, за 10 месяцев 2016 года рост спроса на рынке смартфонов составил чуть более 3%, отмечают в GFk Russia, аналитики агентства ожидают рост на 5% в 2017 году (в штуках). Потенциал для этого имеется: современный смартфон есть далеко не у каждого.
По оценкам МТС, рынок смартфонов в России в 2016 году вырастет на 3,5% в штуках и на 25,4% в рублях, до 26,5 млн штук и 327,6 млрд рублей. Рынок LTE–смартфонов в натуральном выражении вырастет почти вдвое по итогам 2016 года. В Telecom Daily более оптимистичны, аналитики ожидают продаж на уровне 28 млн устройств. В "Связном" прогнозируют рост рынка на 20% в деньгах, а в штуках "рост продаж будет более умеренным". В "Ситилинке" дают самый позитивный прогноз: по итогам года рост продаж смартфонов на рынке составит не менее 33% в деньгах и 16–17% в штуках.
По оценкам J'son&Partners Consulting, за первые три квартала 2016 года в России было реализовано 18,5 млн смартфонов. Этот показатель не только выше аналогичного значения 2015 года на 5%, но также лучше докризисного показателя первых трех кварталов 2014 года на 4%. Схожие данные приводят и в "Евросети". По данным ретейлера, в январе–сентябре рынок смартфонов вырос на 6% в количественном выражении, с 17,7 млн до 18,6 млн штук, а в денежном выражении — на 30%, со 171,1 млрд до 223,3 млрд рублей.
Отчего растет чек
В "Евросети" утверждают, что лояльная политика банков позволила россиянам брать дорогие модели телефонов. "Ретейлеры предлагают покупателям большое количество кредитных продуктов. В частности, беспроцентные рассрочки послужили сильнейшим толчком для всего рынка, что в большей мере вызвало рост средней цены смартфона", — отмечает директор департамента закупок "Евросети" Алексей Широков.
В "Связном" подтверждают, что рост количества продаж произошел за счет увеличения доступности кредитных программ, а также акций, которые в течение года запускали крупнейшие российские ретейлеры. Популярностью пользуются гаджеты с наиболее оптимальным для покупателей сочетанием цены и функционала, отмечают в "Связном".
Однако в аналитическом агентстве "Рустелеком" говорят, что кредиты вовсе не стали доступнее, а средний чек повысился просто потому, что техника на нашем рынке подорожала. В агентстве также обращают внимание, что общий рынок смартфонов и телефонов в России сократился. То есть суммарно этих устройств, разница между которыми (наличие операционной системы у смартфонов) не всегда осознается пользователями, стали покупать меньше. И действительно, по данным "Евросети", за три квартала 2015 года в РФ было продано 27,01 млн смартфонов и телефонов, а за три квартала 2016–го — 26,99 млн; разница по III кварталу еще заметнее: в 2015 году — 11 млн проданных аппаратов, в 2016–м — 10,6 млн.
Что продается
Более половины смартфонов, реализованных за 10 месяцев, — это девайсы, поддерживающие технологию LTE (теоретически обеспечивает более быстрый Интернет, чем 3G. — Ред.), утверждают аналитики Gfk. Доля LTE–смартфонов от общего числа в 2016 году, по оценкам МТС, вырастет почти вдвое — до 54% в сравнении с 26% в 2015–м. В 2017 году МТС прогнозируют дальнейший рост продаж LTE–смартфонов на российском рынке, это будет драйвером рынка. В "ВымпелКоме" (ТМ "Билайн") отмечают схожую тенденцию: в III квартале продажи LTE–устройств в офисах оператора выросли на 132% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основная тенденция 2016 года, по оценке "Ситилинка", — официальный приход крупных китайских "монстров" в Россию, таких как Honor, Xiaomi, Meizu, Le Eco.
"Если раньше россияне, желающие иметь смартфоны данных брендов, были вынуждены приобретать их на сером рынке или в китайских интернет–магазинах, то сейчас появилась возможность купить эти гаджеты в России, с гарантией и поддержкой от производителя", — поясняет директор по закупкам "Ситилинка" Павел Комаров.
Хорошо продаются фаблеты, а также "многосимочные" смартфоны.
“
Для пользователей становится все более важным баланс стоимости и качественных характеристик смартфона. В начале года мы запустили свой первый брендированный смартфон. В 2016 году предпочтения абонентов сместились в сторону бюджетных, но функциональных гаджетов. Мы увеличили объем продаж гаджетов в нашей сети благодаря широкой линейке доступных смартфонов, а также акциям с производителями. Если говорить о прогнозах, мы считаем, что доступные, в том числе операторские, гаджеты упрочат лидерство, а средняя стоимость покупаемых смартфонов будет снижаться.
Олег Телюков
директор макрорегиона "Северо–Запад" Tele2
“
Средняя стоимость смартфона выросла значительно, что и привело к росту рынка в деньгах, несмотря на то что в штуках он далек от самого успешного 2014 года. В смартфонах мы выходим на докризисные рубежи, но стоит учитывать, что происходит замещение телефонов смартфонами, в том числе в нижнем ценовом сегменте. А общий рынок, смартфонов и телефонов вместе, падает. Потребитель стал разборчив, неохотно откликается на маркетинговые акции. Зачем переплачивать за те функции в аппарате, которые не будут востребованы?
Юрий Брюквин
глава агентства "Рустелеком"