Об истории памятников героям Великой Отечественной и блокады мы знаем мало. Разве написан искусствоведческий труд о Мамаевом кургане или хотя бы дельная биография его создателя Вучетича? О том, как в Ленинграде увековечивали память о блокаде, у нас тоже есть только разрозненная информация.
Выставка в Музее обороны Ленинграда по–новому рассказывает о том, что каждому выросшему в этом городе известно со школы. "Разорванное кольцо", "Зеленый пояс славы", надпись на входе в школу на Невском: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна", выбоины от снарядов, сохраненные на постаментах клодтовских коней и колоннах Исаакия, — мы выросли среди этих знаков отваги и доблести защитников Ленинграда. Этот город, несмотря на то что в ХХ веке в нем несколько раз менялось население и вопреки нескольким переименованиям, чудом сохранил собственное лицо. Память о блокаде — одна из основ ленинградской / петербургской идентичности. До этой выставки мало кто знал о том, что ее формирование было в известной мере заслугой поэта Михаила Дудина.
В советское время он был заметной, относительно либеральной фигурой: не мракобес, но и не защитник Солженицына. Литературоведы, возможно, включат в обзорные статьи по советской поэзии его фронтовые стихи или песню из фильма "Укротительница цирка", это автор второго ряда. Дудин прошел войну и сделал многое для того, чтобы ее не опорочила патриотическая пропаганда. Один из созданных при его участии мемориалов — псевдобарочная композиция в створе Пестеля у Пантелеймоновской церкви, посвященная обороне Ханко. Изящный фасад разительно отличался от общепринятого тогда сталинского ампира. Дудин — один из инициаторов "Зеленого пояса славы", мемориального ансамбля на линии обороны Ленинграда протяженностью 200 км. Также он создатель документальных памятных знаков: сохраненных без изменений следов от снарядов, оставшихся на монументах и зданиях, или воспроизведений блокадных объявлений, предостерегающих об опасности при артобстреле. Поэзия Дудина мельчает в книгах, но остается в веках, запечатленная в камне. Лучшие его стихи выбиты на пропилеях Пискаревского кладбища и на монументе "Защитникам Ленинграда".