После прошлогоднего бума открытий в алкогольной рознице ряд новых игроков вынуждены были закрыть свои алкомаркеты и покинуть рынок. Тем не менее второй год в городе продолжают активно появляться новые сети. На рынок вышли казанская "Русалка" и сеть алкомаркетов "Крепость 24".
Весь прошлый год в Петербурге активно открывались магазины новых сетей алкомаркетов. "РосАл 24", "Спиртной онлайн", "Выпь", "Виньон", "Есенин", "Вино и бочка" искали помещения и запускали свои сети. Кто-то из них делал это не всегда удачно, например, московская сеть "Вино и бочка" закрыла свои алкомаркеты в Петербурге. Компания "Традиционная розница", которая развивает сети "Естный" и "Есенин", решила отказаться от алкогольной розницы и теперь переформатирует свои алкомаркеты в другие магазины. Параллельно с новичками не отставали в развитии и старожилы рынка "Ароматный мир", "Градусы", "Норман", "Калейдоскоп напитков мира".
В этом году на этот рынок продолжают выходить новые игроки. Осенью начала открывать магазины сеть алкомаркетов "Русалка" из Казани (ООО "Русалка"). В столице Татарстана у нее работает 21 магазин. В Петербурге уже открыто девять точек, еще 10 готовятся начать работу в ближайшее время. Владельцем юрлиц, связанных с сетью "Русалка" в Петербурге, Татарстане и Башкортостане, является Азат Яруллин, ранее он занимался дистрибуцией алкоголя.
На рынке появится еще одна сеть алкомаркетов, проект "Крепость 24" (ООО "Успех"). Магазины площадью около 150 м2 в середине декабря откроются в нескольких жилых комплексах ("Европа Сити", Legenda, "Новый Оккервиль"), а также в стрит-ретейле (на Богатырском проспекте и улице Коллонтай). До конца года появятся пять магазинов, в течение следующего года — еще 25. Средний чек алкомаркетов — 400 рублей. Руководители сети обещают довести количество супермаркетов-баров в Петербурге до сотни в разных районах города и выйти в другие регионы. "Рынок Петербурга, безусловно, очень интересный для развития, игроков на нем много, но мы надеемся занять свою уникальную нишу", — говорят в компании.
Новые алкомаркеты уже начали сотрудничество с петербургскими поставщиками. Как пояснили в "Ладога Дистрибьюшен", с сетью "Русалка" компания начала работу, уже были совершены первые отгрузки, преимущественно импортной продукции. С сетью "Крепость 24" есть предварительные договоренности по условиям поставок и ассортиментной матрице.
Сети алкомаркетов интенсивно развиваются последние пару лет, ежегодно в Петербурге открывается около 50 специализированных алкогольных магазинов. Как отмечают в JLL, в структуре открытий на основных торговых улицах Петербурга за первые три квартала 2016 года на алкомаркеты и винные магазины пришлось 1,5%, в основном из–за активного расширения сетей "Монополь" и "Ароматный мир". Осенью стало известно, что открывать магазины в Петербурге собирается крупнейшая российская сеть алкомаркетов "Красное & Белое". Еще один дистрибьютор алкогольной продукции решился на открытие собственных магазинов — у компании "РОСТ" начал работать алкогольный бутик "Bona Gusto" и "Ателье вина "Абрау-Дюрсо" — в партнерстве с производителем игристых вин.
Бум развития алкомаркетов наблюдался в Петербурге в 2015 году и начале 2016 года, сегодня они скорее точечно смотрят предложения, а не развиваются активно, признает Юлия Корчемная, руководитель направления стрит-ретейла компании JLL в Петербурге.
Все сети алкомаркетов открывали большое количество магазинов в Петербурге в течение 2015-2016 годов, за счет этого конкуренция стала очень высокой, отмечает Андрей Смирнов, исполнительный директор сети "Норман". По его оценке, положение для новичков усложняет также и ситуация с помещениями: хорошие локации уже заняты, и алкомаркеты вынуждены открываться в соседних домах. Но их открытие для гигантов рынка проходит практически бесследно. Новые сети с несколькими точками на расклад сил на рынке мало повлияли, поэтому основными конкурентами так и остаются крупные сети, подчеркивает Ольга Баканова, исполнительный директор сети "Градусы".
По данным Росстата, по итогам трех кварталов 2016 года розничные продажи алкоголя в России составили 816,4 млн дал, что на 1,6% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Пива было продано меньше на 1,7% (606,8 млн дал), вина — на 1,6% (39,4 млн дал), игристых вин и шампанского — на 4,2% (14,6 млн дал), коньяка и бренди — на 2,3% (7,4 млн дал), виски — на 8,7%, до 2,8 млн дал.