ОСК заняла 435 млн евро у ВТБ, чтобы достроить для российской судоходной компании "Совкомфлот" четыре судна снабжения на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, которая из-за санкций испытывает финансовый голод и задерживает исполнение заказа.
АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) заняла 435 млн евро у ПАО ВТБ на достройку четырех судов снабжения для ПАО "Совкомфлот" на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard.
Полный контроль над хельсинкским судозаводом ОСК получила в 2014 году, выкупив 50% акций у южнокорейской судостроительной корпорации STX (остальными 50% акций финской верфи ОСК владела с 2010 года). В тот период Arctech Helsinki Shipyard, специализирующаяся на строительстве ледоколов и других арктических шельфовых и специальных судов, находилась на грани банкротства, ее убытки достигали 60 млн евро.
В начале 2014 года Arctech Helsinki Shipyard получила спасительный контракт от российской судоходной компании "Совкомфлот" на строительство четырех судов ледового класса Icebreaker6 для обслуживания добывающих платформ на нефтегазовых шельфовых месторождениях проекта "Сахалин-2". Суда предназначены для снабжения буровых платформ грузами и выполнения аварийно-спасательных операций. Сумма контракта составила 520 млн евро. Учитывая рентабельность судостроения 5-10%, прибыль от этого контракта могла покрыть заметную часть убытка.
Корпусные работы по этому контракту передали Выборгскому судостроительному заводу (ВСЗ, тоже входит в ОСК). Предполагалось, что топ-менеджмент ВСЗ возглавит хельсинкскую верфь. Но позже в ОСК от этой идеи отказались, решив, что смогут сами вывести финский судозавод из кризиса.
Но случилось непредвиденное: летом 2014 года, после того как Россия воссоединилась с Крымом, США ввели санкции против ОСК. Американским компаниям запретили сотрудничать с судостроительной корпорацией. В ОСК тогда заявили, что санкции не окажут негативного влияния, так как ОСК почти ничего не покупает в Америке. Но санкции поддержали европейцы, в частности, банкиры ЕС отказались кредитовать хельсинкскую "дочку" судостроительной корпорации.
ОСК пришлось взять на себя финансирование строительных работ. Сначала кредит оформили в Сбербанке, а теперь нашли более выгодный (по ставке euribor + 4,6%, но не ниже 4,6% годовых) вариант в ПАО ВТБ. "Данный проект уже финансируется в Сбербанке РФ, а привлекаемый в ВТБ кредит – лучше по условиям и позволит перекредитовать действующую линию в Сбербанке", – заявили в ОСК, добавив, что сумма обязательств Arctech Helsinki Shipyard на текущий момент перед ОСК "сравнима с величиной перекредитования", то есть 435 млн евро.
Финансовое положение хельсинкской верфи в судостроительной корпорации держат в тайне. Но можно предположить, что вряд ли оно улучшилось. Летом этого года стало известно, что из-за проблем с финансированием верфь задержала почти на 5 месяцев поставку ледокола Polaris Финскому транспортному агентству и получила штрафные санкции. Как ранее писал "ДП", ледокол планировали сдать в эксплуатацию к зиме 2016 года. Кроме этого, у верфи возникли сложности с получением субсидий от финского правительства. Часть суммы из общей стоимости ледокола (24 млн из 123 млн евро) предоставлял Евросоюз.
Головное судно "Совкомфлоту" Arctech Helsinki Shipyard также еще не передала. Хотя, как ранее писал "ДП", изначально заявлялось, что заказчик получит судно в 2016 году. Сама верфь отказалась комментировать ситуацию со строительством, сославшись на ОСК. В судостроительной корпорации заявили, что судно пока не передано "Совкомфлоту". В "Совкомфлоте" ответили, что суда строятся в соответствии с графиком, который согласован всеми заинтересованными сторонами. Ни в ОСК, ни в "Совкомфлоте" не уточнили, когда судно будет готово.