00:1207 января 201700:12
3091просмотров
00:1207 января 2017
В уходящем году в судах Петербурга развернулось сразу несколько крупных корпоративных конфликтов. На кону оказались активы общей стоимостью в десятки миллиардов рублей.
Начался год с банкротства инвесткомпании "Энергокапитал" на фоне распродажи финансовых активов ее бывшего бенефициара Александра Кашина. Продал свой бизнес москвичам и основатель торговой сети "Метрика" Евгений Лебедев.
Через дистрессовую сделку вышли из своего конфликта и совладельцы стройкорпорации "Элис" Алексей Брындиков и Вадим Штерцер: их активы попали под контроль лиц, связанных с известным петербургским бизнесменом Владимиром Голубевым. Кроме того, участники рынка стали свидетелями апогея, которого достигли битвы между бывшими бенефициарами и санаторами банков "Балтийский" и "Советский". Альфа-Банк наращивает давление на позиции экс-совладельца Балтийского банка Андрея Исаева. Татфондбанк, наоборот, неожиданно споткнулся на иске миноритария "Советского" Александра Теплякова, и теперь санатору самому грозит санация.
А под конец года разгорелся корпоративный конфликт между акционерами торговой сети "Юлмарт" Дмитрием Костыгиным и Михаилом Васинкевичем. Компания стоимостью 50 млрд рублей рискует обанкротиться.
Цитата года
"Получается, судья должен быть одинок. У него не должно быть вообще родственников…" — Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда РФ, о необходимости реформы Кодекса о судейской этике.
Победа года
Ловкий Советский прием
Бывшие владельцы подвергнутого санации банка "Советский" впервые в истории нанесли столь болезненный контрудар по банку-санатору, Татфондбанку, что перед Центробанком встал вопрос уже о его спасении. Они оспорили в суде межбанковский кредит, по которому санатор получил от санируемого банка более 15 млрд рублей. Обязанность вернуть деньги может стать фатальной.
В первой половине декабря 2016 года 13-й Арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда о взыскании с Татфондбанка (Казань), санирующего банк "Советский" (Петербург), 15,1 млрд рублей в пользу последнего.
Эти деньги были получены Татфондбанком по межбанковскому кредиту 1 июля 2016 года на срок до 3 лет под 12% годовых.
Иск подал бывший бенефициар, а ныне миноритарий банка "Советский" Александр Тепляков. До санации Тепляков владел 17,38% акций банка, теперь, в соответствии с общим правилом санации, его пакет пропорционален 18 копейкам в сумме 10 000 001 рубль уставного капитала банка.
Кредит без спросу
Главным доводом Теплякова в суде было то, что межбанковские кредиты, выданные "Советским" Татфондбанку, не одобрялись общим собранием акционеров банка как сделки с заинтересованностью: даже по простым формальным признакам основной владелец Татфондбанка Роберт Мусин, возглавляющий правление в своем банке, является одновременно председателем совета директоров санируемого банка.
По закону об АО в случае заинтересованности одного из акционеров в сделке ее должны одобрить все прочие акционеры. В данном случае это должны были быть миноритарии, владеющие в совокупности акциями номиналом 1 рубль.
Впрочем, суд учел и другие факторы, ставящие сделку межбанка под сомнение: то, что Татфондбанк на момент привлечения кредита терпел убытки (на апрель 2016 года они составили 3,4 млрд рублей), то, что он не предоставил никакого обеспечения по кредитам, то, что рейтинги Татфондбанка имеют негативный прогноз либо отозваны. И наконец, то, что размещение средств не принесло позитивного экономического эффекта: банк-кредитор сам понес из-за сделки убытки 1,2 млрд рублей.
Шаткие позиции
Татфондбанк после суда в срочном порядке продал пакет акций номиналом 10 рублей казанской компании "АИФ Трейд", имеющей лишь косвенные связи с кредитной организацией, но формально с ней не аффилированной. Затем банк провел общее собрание акционеров, на котором новый акционер проголосовал за все эти сделки. После этого он подал апелляцию, но она 12 декабря также встала на сторону Александра Теплякова.
Татфондбанк встал перед необходимостью досрочно вернуть "Советскому" 15,1 млрд рублей. Сразу после определения апелляции банк-санатор ограничил выдачу наличных в банкоматах до 15 тыс. рублей и сократил режим работы офисов. А Центробанк еще за неделю до этого принял к рассмотрению план финансового оздоровления Татфондбанка.