Посещаемость петербургских кинотеатров растет на 20%, и финансовые показатели приближаются к докризисному уровню, так как кино — одно из самых недорогих развлечений. Благодаря проведению года кино выросла доля российских кинокартин в прокате.
Кинотеатры, которые на протяжении последних лет посещало все меньшее число зрителей, в кризис получили своих зрителей обратно. Интересный репертуар, умноженный на сравнительно невысокую стоимость развлечения, в итоге привел к росту посещаемости вопреки экономическому спаду.
"Это был замечательный год, посещаемость у нас росла, что неудивительно, ведь кинотеатр — одно из самых демократичных развлечений, стоимость которого практически не подвержена индексации", — говорит Эдуард Пичугин, совладелец кинотеатров "Киносити" ("Великан-парк" в Петербурге). При росте цен на другие виды развлечений популярность кино будет сохраняться, убежден он.
Ближе к докризисным годам
Посещаемость кинотеатров "Люксор" выросла в среднем на 20% по сравнению с прошлым годом, говорит Евгений Ленский, заместитель генерального директора ГК "Люксор". Он связывает это в первую очередь с работой по продвижению площадок: проведением тематических мероприятий в поддержку кинопремьер, а также развитием программы лояльности. Но также соглашается с Пичугиным, что кино осталось одним из самых доступных видов отдыха.
Виктор Рудман, генеральный директор "Мираж Синема", более осторожен в оценках: "У нас оживление началось осенью, последние 2 месяца, в ноябре-декабре росла посещаемость, но я пока не стал бы говорить о глобальной тенденции". По его словам, зрители экономят, особенно это чувствуется на посещении баров при кинотеатрах. А в региональных кинотеатрах посещаемость сильно зависит от дня выдачи зарплаты или аванса, отмечает он. Основной причиной, которая побуждает зрителя к посещению кинотеатра, Виктор Рудман называет интерес к фильму.
Рост показателей кинотеатров Эдуард Пичугин также связывает с насыщенным репертуаром кинотеатров: помимо множества американских блокбастеров в свет вышли российские кинокартины, производство которых было начато еще до кризиса. У потребителей был хороший выбор, особенным успехом пользовались кинокартины с сильной маркетинговой поддержкой, добавляет он.
В начале 2016 года в Петербурге, по данным "Невафильм Research", работали 63 кинотеатра (355 экранов), из них 39 кинотеатров (297 экранов) — при торговых центрах. В следующем году начнет работу кинотеатр "КАРО фильм" в ТРК "Охта молл", то есть на рынок добавится еще 11 залов более чем на 2 тыс. человек. По итогам 2015 года объем кассовых сборов в Петербурге составил около 4 млрд рублей, это 9,2% от общего объема кассовых сборов в стране. По итогам 2016 года ожидается рост этого показателя.
Больше российского
2016 год был объявлен годом российского кино, указ об этом подписал президент страны Владимир Путин. Главные задачи, которые ставились перед отраслью, — популяризация и повышение качества отечественного киноискусства, рост числа российских кинофильмов, продвижение их в регионах. По данным "Невафильм Research", самым явным эффектом от его проведения стало увеличение числа российских фильмов в прокате. Причем каждый пятый опрошенный компанией кинопрокатчик считает, что отношение зрителей к нашему кино сейчас более позитивное. Сами кинотеатры проводили тематические фестивали и спецпоказы отечественных картин.
"Первый раз за много лет государство системно поддерживает российский кинематограф, любая популяризация только на пользу нашей отрасли", — говорит Эдуард Пичугин. По его словам, "Великан-парк" в течение года проводил целый ряд мероприятий, в основном самостоятельно, без участия бюджета.
"Вышло большое количество действительно достойных и качественных картин", — отмечает Евгений Ленский. В кинотеатрах "Люксор", по его словам, помимо мероприятий для любителей кинематографа, запустили масштабный проект "Киноклуб", в рамках которого показываются не только лучшие современные картины, но и фильмы на пленке 35 мм. В рамках "Киноклуба" компания организует встречи с режиссерами и актерами фильмов, экспертами, каждый гость может попробовать себя в качестве профессионального кинокритика.
Эффект от проведения года кино
Источник: данные "Невафильм Research"
Все в кино
Следующий год кинопрокатчики встречают в хорошем настроении, со сдержанным оптимизмом, все они сходятся во мнении, что можно ожидать дальнейшего роста посещаемости. "В кинопрокате отсчет года начинается с декабря, а на этот раз репертуар и на декабрь, и на январь очень насыщен блокбастерами и иностранного производства, и отечественными. Думаю, в том числе благодаря этому удастся удержать планку зрительского интереса", — надеется Эдуард Пичугин. "На 2017 год заявлен неплохой репертуар, — согласен с коллегой Виктор Рудман, — есть предпосылки для роста, но я бы говорил об этом осторожно".
Динамика индекса посещаемости на 1 зал в день в лучших кинотеатрах России
Источник: данные "Невафильм Research"
Настрой на предстоящий зимний период у кинотеатров, опрошенных "Невафильм Research", крайне позитивен: 79% ждут увеличения потока зрителей. "Хотя российский кинорынок продолжает испытывать последствия кризиса, он постепенно восстанавливается до значений прошлых лет", — оптимистичны специалисты исследовательской компании.