Авиационные эксперты, опрошенные "ДП", назвали возможные причины крушения самолета Ту-154 в Сочи, а также рассказали о технических особенностях этих самолетов.
Сейчас рассматриваются несколько версий, почему потерпел крушение Ту-154 в Сочи. "ДП" спросил экспертов, что могло стать причиной трагедии. Перед крушением Ту-154 пилоты не подали сигналы бедствия на землю. "Вероятнее всего, они просто не успели. Экипаж должен сначала обсудить между собой происходящее, чтобы понимать, что докладывать на землю. Надо узнать о переговорах внутри самолета, пилоты между собой гораздо более откровенны, это надо понимать", - говорит летчик Вадим Базыкин.
Он подчеркивает, что взлет – один из самых ответственных этапов полета. В данной ситуации, пилоты поднимали лайнер в темное время, что дополнительно усложняло обстановку. "Если бы был, например, день, то они могли бы ориентироваться по горизонту. А тут их руки и головы были полностью поглощены взлетом, вероятно, они просто не успели доложить о происходящем", - поясняет он.
Дело в том, что Ту-154 относится к технике третьего поколения, в то время как более современные лайнеры – Boeing и Airbus – к четвертому. Одно из главных отличий этих поколений заключается в том, что в третьем самолетом управляет человек, а в четвертом – компьютер, а уже компьютером пилот. "В Ту-154 взлет и посадка осуществляются "руками", поэтому, если в четвертом поколении человеческий фактор при крушении не более 20%, то в третьем – 50/50%", - рассказал Вадим Базыкин.
При этом эксперты подчеркивают, что Ту-154 обладает прекрасной аэродинамикой крыла и очень высокими качественными техническими характеристиками. Однако эти самолеты сейчас постепенно выводятся из эксплуатации. "Если в гражданской авиации компании могут закупать иностранную технику, то Минобороны не имеет на это права – военное ведомство обязано эксплуатировать отечественные лайнеры. А в нашей стране авиационная промышленность находится далеко не на высоте, поэтому военные должны летать на старых "машинах". Так что техническая неисправность может вполне рассматриваться как одна из версий крушения самолета", - рассказал "ДП" собеседник в авиационной сфере.
По его словам, нельзя исключать и возможность "внешнего вмешательства". "Безусловно, летчики могли просто не успеть доложить на землю о происходящем, но я думаю, это маловероятно. Сигнал Mayday они могли бы подать, - добавил он. - Если говорить о технической неисправности, то могли возникнуть проблемы с рулевым управлением или что-то мгновенно отключило сразу три двигателя, после чего самолет вошел в штопр. Это могло произойти из-за некачественного топлива или внешнего вмешательства".
Утром, 25 декабря, в Сочи потерпел крушение самолет Ту-154. На борту находилось 92 человека. Среди них были журналисты и музыканты Ансамбля имени Александрова, в том числе бывший глава комитета по культуре Петербурга Дмитрий Губанков и известная своими гуманитарными миссиями доктор Лиза. Пока в качестве основной версии трагедии рассматривается техническая неисправность. На месте падения самолета работают эксперты.