00:0929 декабря 201600:09
264просмотров
00:0929 декабря 2016
Представьте себе ситуацию: человек купил квартиру в ипотеку. Этот человек — добросовестный налогоплательщик: зарплату получает официальную, все налоги платит вовремя. Он решил подать заявление на полагающийся ему по закону налоговый вычет. Все нужные документы собрал, все правильно оформил, документы подал в налоговую инспекцию согласно установленному нормативными актами порядку. Но после рассмотрения заявления представители налоговой инспекции вынесли следующую резолюцию: в налоговом вычете отказать в связи с тем, что компания, построившая дом, налоги платит не вовремя и вообще находится в стадии банкротства. Абсурд? Конечно. Человек должен нести ответственность только за себя, но никак не за других участников деловых отношений. Но именно такая ситуация сейчас складывается в рамках налоговых проверок предпринимателей.
В последнее время налоговые органы активно применяют требование проводить налоговые проверки контрагентов. В итоге получается следующая ситуация: если даже поставщик поставщика налоги не заплатил, то покупатель покупателя — налогоплательщик — проявил неосмотрительность. То есть налогоплательщику отказывается в вычетах и расходах лишь потому, что контрагент контрагента имеет признаки фирмы-однодневки.
У предпринимателей нет возможности проверять контрагента контрагентов. Это связано с многообразием форм предпринимательской деятельности и просто жизненных ситуаций. В итоге предприниматели-налогоплательщики вынуждены отвечать за фиктивные организации, которые имеют к ним только косвенное отношение. Все как в приведенном выше примере с обычным человеком.
Сложность и непрозрачность налоговой системы оказывает не только прямое влияние на условия ведения бизнеса в стране, но и косвенным образом отражается на жителях государства. Еще Давид Рикардо, известный английский экономист XIX века, говорил: "Почти все налоги на производство в конечном счете ложатся на потребителя". И с этим трудно не согласиться. Цена на продукцию во многом зависит от эффективности ее производства, на которую, в свою очередь, влияют уровень используемого оборудования, профессионализм сотрудников, цены на сырье, а также все налоги, которое предприятие должно заплатить. Причем речь идет не только о размере налоговых сборов, но и о формате их взимания. Чем проще и прозрачнее определенные государством правила сбора налогов, тем эффективнее налоговая политика — у предпринимателей меньше побудительных мотивов, чтобы уходить в тень. Но кроме того, когда процесс уплаты налогов прост и понятен, растет и эффективность бизнеса — меньше затрат на работу юридической и финансовой служб, меньше ошибок, а значит — штрафов, пеней и так далее. А значит, ниже себестоимость производства продукции и ее конечная цена для потребителей.
Не только дух законов определяет условия ведения бизнеса в стране, но в большей степени именно правоприменительная практика. Власти очень многое уже сделали для улучшения инвестиционного климата за последнее время. Российская Федерация переместилась в рейтинге Doing Business на 40-е место, улучшив свой результат на 11 позиций. Но многие положительные результаты могут нивелироваться конкретной практикой работы. Большинство предпринимателей руководствуются формулой: "Заплати налоги и спи спокойно". Но, главное, чтобы правила игры были прозрачными и честными.
Автор — президент корпорации "Технониколь"
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"