Объем сделок по покупке коммерческой недвижимости в этом году показал рекордный рост — в 2,5 раза за счет низкой базы кризисного 2015 года. Объектами крупнейших сделок стали магазины "К-руока", ТЦ "Аура" и "Елисеевский".
Объем инвестиций в коммерческую недвижимость достиг рекордных значений, превысив в 2,5 раза показатель 2015 года в рублевом эквиваленте, подсчитал NAI Becar. Так, по данным брокеров, за 2016 год в недвижимость бизнесмены вложили 58,2 млрд рублей. По итогам прошлого года общий объём инвестиций в недвижимость Петербурга составил около 22,6 млрд рублей, что сопоставимо с результатами 2014 года, но на 53% ниже докризисного показателя 2011-2013 годов — 48 млрд рублей.
Рекордную сумму 11,4 млрд рублей потратила "Лента", выкупив у конкурирующего ретейлера из Финляндии сеть "К-руока".
Сделку группы компаний "БестЪ" Андрея Лушникова по покупке у ГК "Эталон" Вячеслава Заренкова торгового центра "Аура" эксперты оценивают в сумму около 1 млрд рублей.
Наконец, фонд имущества Петербурга подписал договор продажи Елисеевского магазина со структурами бизнесмена Евгения Пригожина. Стороны сошлись на сумме в 740,2 млн рублей, хотя изначально ООО "Паритет" (позже переименованный в ООО "Магазин купцов Елисеевых") настаивал на снижении с 810 млн рублей, предложенных Смольным, до 530 млн рублей.
В этом году также вырос объем ввода торговых центров в Петербурге — на 48%, до 90 тыс. м2, за счет запуска ТРК "Охта Молл" и второй очереди ТРК "Порт Находка". Эксперты NAI Becar ожидают, что в следующем году аренда в качественных торговых центрах подорожает на 7%, при этом уровень вакантных помещений на рынке снизится до 6,9%.
В сегменте офисной недвижимости крупнейшей сделкой стала покупка структурами "Газпрома" БЦ "Мелон Плаза" площадью 35 тыс. м2 на Большом Сампсониевском проспекте за 3 млрд рублей.
Андрей Косарев, гендиректор Colliers Int. в Петербурге, говорит, что отчасти рекордный рост связан с низкой базой прошлого года, но вторая причина — стабилизация рыночной ситуации, объекты недвижимости сейчас сравнительно недорогие, и игроки, которые могут себе позволить покупку, берут их в расчете на будущий рост рынка. "Я бы разделял инвестиционные сделки и сделки по слиянию и поглощению, в этом году было гораздо больше примеров покупки действующих сетей", — говорит Андрей Косарев, отмечая, что строить новую сеть дорого, а программу развития ретейлерам нужно выполнять. В 2017 году он ожидает противоположной тенденции — будет очень большой рост именно инвестиционного сегмента, в целом объем вложений вырастет на десятки процентов.