00:1103 января 201700:11
1086просмотров
00:1103 января 2017
Пять лет подряд губернатору Георгию Полтавченко везло с погодой: зимы были относительно мягкими и малоснежными. Поэтому у горожан не возникало особых претензий к тому, как убирают улицы и дворы. Более того, на фоне снежных коллапсов 2009 и 2010 годов, которые запомнились петербуржцам малоэффективной борьбой Валентины Матвиенко с сугробами и «сосулями», Георгий Полтавченко смотрелся гораздо выигрышнее своей предшественницы. Отказ от применения солевых реагентов на дорогах был воспринят как серьезный успех в сфере ЖКХ. Но только до этого года. Раннее начало зимы, обильные осадки, череда похолоданий и оттепелей привели к тому, что тротуары в центре и на окраинах Петербурга превратились в катки. Безопасно по ним можно передвигаться только ползком или с помощью альпинистских «кошек». В травмпунктах — аншлаг, сотни горожан уже поломали руки и ноги. Оказалось, печальный опыт прежнего губернатора Георгия Полтавченко ничему не научил. Проблемы остались теми же: нехватка дворников, уборочной техники и недостаток финансирования. Довольно быстро после той аномально снежной зимы Валентина Матвиенко отправилась «вязать носки» вслед за нерадивыми подчиненными. Шансы Георгия Полтавченко благополучно перезимовать на своем посту без серьезных репутационных потерь пока выглядят призрачно.
"Я никуда не собираюсь. Нет у меня такого желания. И мне ничего не предлагали, это 100%", — губернатор Петербурга Георгий Полтавченко о слухах о своей отставке.
Председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк настаивает на усилении ответственности для статусных проектов.
Проект года
Кнут для инвестора
В этом году в Смольном решили сменить тактику в отношении стратегических инвестиционных проектов. До сих пор таким компаниям полагались только льготы (целевое предоставление земли, льготная аренда за 1,5% от кадастра на время строительства и последующий выкуп участка за четверть от рыночной цены), штрафных санкций за невыполнение обязательств не было.
Помимо пряников для инвесторов чиновники придумали кнут. Срок действия стратегического статуса решили ограничить окупаемостью проекта. Если в итоге проект не будет реализован или сменит функцию (например, апартаменты вместо гостиниц), его лишат стратегического статуса. При расторжении договора придется доплатить в бюджет разницу между арендой по льготным ставкам, а если участок уже выкуплен — доплатить до его реальной стоимости.
Городские власти выбрали приоритетные отрасли для стратегических проектов: промышленность, транспорт и логистика, инфраструктура, а также здравоохранение, образование, наука, культура, спорт, туризм и инновации. Раньше главным критерием был объем инвестиций, отрасль не имела принципиального значения. Стратегическими проектами признавали строительство жилья ("Балтийская жемчужина", "Планетоград" и пр.) и ретейл ("Оптоклуб "Ряды", "Юлмарт"). По новым правилам подобные проекты не будут иметь привилегий. Кроме того, на статус стратегических смогут претендовать только компании, которые зарегистрированы в Петербурге. Ранее власти были менее требовательны и давали особый статус компаниям из других регионов и даже офшорам. Стратегический статус получили 48 инвестпроектов на общую сумму свыше 500 млрд рублей.
Еще 30 заявок от инвесторов на рассмотрении в Смольном.
Глава КРТИ Сергей Харлашкин помогает городу экономить.
Угроза года
Дороги с благими намерениями
В этом году Смольный вслед за властями Ленобласти начал привлекать девелоперов к строительству дорог к новым жилым районам.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга весной 2016 года разработал проект типового соглашения с застройщиками, по которому тот может за свой счет построить городскую дорогу (внутриквартальные проезды девелоперы и так возводят за свой счет). При этом инициатором процесса, по словам чиновников, выступают бизнесмены. Застройщики, конечно, признают, что дороги к их жилым комплексам необходимы им самим (и покупателям квартир), но они бы с удовольствием не брали это бремя на свои плечи. На деле оказывается, что без этого "добровольного сотрудничества" получить все согласования для проекта иногда оказывается невозможно.
Такую меру в условиях возрастающего дефицита бюджета участники рынка прогнозировали уже пару лет, тем более что в соседнем регионе практика уже применяется. В Петербурге застройщики порой брали на себя затраты на проектирование дорог. Но это были единичные случаи, и надежда на то, что до финансирования их строительства дело не дойдет, сохранялась. Но не тут-то было. Соглашения с городом уже подписали "Лидер Групп" и УК "Леннорд", на очереди другие девелоперы. При этом дорожные проекты касаются как освоения новых районов на окраине, например у станции метро "Парнас", так и редевелопмента бывших промышленных территорий, при котором необходима пробивка проездов или реконструкция дорог.
Что еще власти могут попросить в подарок от бизнеса — загадка. В любом случае новая нагрузка в итоге, вероятнее всего, отразится на стоимости квартир для покупателя.
Назначение года
Новый глава комитета по туризму
В июне новым председателем комитета по развитию туризма стал 37–летний топ–менеджер компании St.Peter Line Андрей Мушкарев. Он стал первым выходцем из турбизнеса, возглавившим профильный комитет, — до этого туризмом в Петербурге управляли финансовые контролеры, садоводы, медиаменеджеры и отставные сотрудники ФСБ. Среди инициатив Мушкарева — проведение Фестиваля света на Исаакиевской площади, который собрал 400 тыс. посетителей, создание программы по предоставлению городских помещений для открытия хостелов (уже подобран 41 адрес) и продвижение медицинского туризма в Петербурге.
Скандал года
Кадыровский мост
15 июня губернатор Георгий Полтавченко подписал указ о присвоении мосту через Дудергофский канал в створе пр. Героев имени Ахмата Кадырова, первого президента Чеченской Республики. «Мы не делим героев России на своих и чужих», — так губернатор объяснил свое решение. Дискуссия вокруг названия моста вызвала большой общественный резонанс. Городская топонимическая комиссия утвердила такой вариант названия моста только со второй попытки, из–за этого из ее состава со скандалом вышли несколько человек. Против присвоения мосту имени Кадырова в городе состоялось несколько митингов, петиция с требованием переименования моста собрала в Интернете свыше 90 тыс. подписей. Депутаты от оппозиции предприняли несколько попыток объявить общегородской референдум о названии моста, но все они были отклонены на разных стадиях.
Поражение года
Доски раздора
В мае на здании на Захарьевской ул. повесили мемориальную доску Карлу Маннергейму. Установка памятного знака противоречивой фигуре (генерал российской армии после революции 1917 года вернулся в Финляндию, во Второй мировой войне воевал на стороне Германии и участвовал в блокаде Ленинграда) вызвала бурные протесты. Доску несколько раз обливали краской, обстреливали и даже рубили топором. В октябре ее демонтировали и перенесли в более спокойное место — в музей Первой мировой войны в Царском Селе. Не меньший накал страстей вызвала мемориальная доска адмиралу Александру Колчаку на доме на Большой Зелениной ул., в ноябре ее замазали черной краской за день до официального открытия.
Темная лошадка
Расстрельная должность
В апреле 35–летний Сергей Морозов возглавил городской комитет по строительству. Эта должность была вакантной с февраля, когда Смольный покинул Михаил Демиденко, последний чиновник из команды бывшего вице–губернатора Марата Оганесяна. Сергей Морозов до назначения 2 года руководил СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства» при КРТИ. Он возглавил комитет в трудное время: в зоне его ответственности решение проблем с тысячами обманутых дольщиков компаний «СУ–155» и «Город», а также достройка самого знаменитого долгостроя Петербурга — футбольного стадиона на Крестовском острове.