С 2017 года все страховые компании, работающие с ОСАГО, должны продавать электронные полисы на своих сайтах. Но в Петербурге страховщики не ожидают взрывного спроса на е-ОСАГО.
С 2017 года, согласно поправкам в закон об ОСАГО, вступившим в силу с лета 2016 года, все страховые компании, работающие с ОСАГО, должны обеспечить продажу электронных полисов на своих сайтах. Некоторые компании начали добровольно онлайн-продажи еще 1 июля 2015 года.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за 1-7 января 2017 года было продано почти 16 тыс. полисов е-ОСАГО. Всего с момента запуска электронных продаж «автогражданки» (с 1 июля 2015 года) было заключено более 400 тыс. электронных договоров ОСАГО, из них 330 тыс. — в 2016 году. На 8 января 2017 года продажи ОСАГО онлайн были зафиксированы у 54 компаний.
«В среднем в неделю в России заключается около 800 тыс. договоров ОСАГО. Исходя из этих данных, можно говорить, что доля онлайн-продаж за первую неделю января составила 2%», — прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс. По его данным, сейчас в среднем за сутки заключается 2130 электронных договоров ОСАГО. Для сравнения: в декабре 2016 года в среднем в сутки заключалось 1063 договора е-ОСАГО.
В зоне доступа
Большая часть электронных полисов оформляется в проблемных регионах, доступность ОСАГО в которых и должна повысить продажи в Интернете. Лидерами по продажам являются Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области.
Что касается Петербурга и Москвы, то страховщики уверены: е-ОСАГО не будет пользоваться здесь большим спросом из-за хорошей доступности офисов компаний.
В СК «Макс» (входит в десятку лидеров по ОСАГО по России) с 1 по 8 января 2017 года было продано 6707 договоров ОСАГО, из которых 403 — электронные. Но праздничные дни не дают полного понимания реальной доли страховок, купленных через Интернет в общем объеме ОСАГО, — комментирует директор филиала СК «Макс» в Петербурге Валентин Смышляев. — Скорее всего, доля е-ОСАГО будет расти за счет «проблемных» регионов, к которым Петербург не относится. У жителей города и области никогда не было сложностей с покупкой ОСАГО в офисе страховщика. Поэтому взрывного интереса к е-ОСАГО в нашем городе не будет».
В «АльфаСтраховании» до 1 января 2017 года доля продажи электронного ОСАГО не превышала нескольких процентов. После 1 января через Интернет продавалось до 10-15% всех полисов ОСАГО в разных регионах. «Но это не показатель спроса, ведь обычные офисы страховых компаний были закрыты в праздничные дни», — также отмечает руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
По данным страховой компании «Ресо-Гарантия», в Петербурге на сегодня продажи электронных полисов ОСАГО составляют доли процента. Такой вид страховки мог бы заинтересовать корпоративных клиентов — таксомоторные компании или перевозчиков. «Но по закону, чтобы купить е-ОСАГО, корпоративному клиенту нужна электронная подпись, которая есть далеко не у всех, — говорит Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора «Ресо-Гарантия». — Поэтому пока мы не видим спроса на этот продукт со стороны юридических лиц».
Сбои в системе
Ранее СМИ сообщали, что в Центробанк РФ уже начали поступать жалобы от клиентов, связанные с оформлением электронных полисов.
Для продажи электронных полисов страховщики должны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов. По закону суммарная длительность перерыва в работе сайта компании в сутки не должна превышать 30 минут. Клиент регистрируется на сайте компании в личном кабинете, заполняет заявление, после чего рассчитывается стоимость страховки (она не отличается от цены полиса при покупке в офисе той же компании), которую страхователь оплачивает онлайн. Проверка данных, указанных в заявлении, проводится через автоматизированную информационную систему (АИС) РСА. После этого автовладелец получает полис по электронной почте.
В первые дни января 2017 года страховщики при продаже полисов через Интернет столкнулись с несколькими проблемами. «Были перебои в работе сайта РСА, а также с доступом к базе МВД для проверки диагностических карт автомобиля», — рассказывает участник рынка. Но сейчас, по его словам, проблемы устранены.
По словам Дмитрия Большакова, основная проблема для страховщика с продажей е-ОСАГО — невозможность проверить достоверность указанной информации. «Мы вынуждены верить на слово клиенту, который сам указывает на сайте информацию о себе и транспортном средстве, влияющую на размер страховой премии, — говорит он. — Поэтому очень часто сталкиваемся с заведомым искажением информации, в частности, о регионе проживания страхователя». Однако, по его словам, если ложные сведения привели к уменьшению страховой премии, то при наступлении страхового случая страховщик имеет право предъявить клиенту регрессные требования в размере произведенной выплаты. «Кроме того, независимо от того, произошел ли страховой случай, страховщик может взыскать со страхователя недоплаченную сумму», — добавляет он.