Российская дочка голландского ING Bank подала иск о взыскании 195 млн рублей с ООО "Приморск-Ресурсы", бункеровочного оператора порта Приморск. Фирма-ответчик начала ликвидацию.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял иск "ИНГ Банка Евразия" к ООО "Приморск-Ресурсы" о взыскании 195 млн рублей. На фоне этого компания-ответчик 26 декабря инициировала свою ликвидацию. В банке и в компании пока не комментируют иск.
Банк (активы на конец 2016 года 231 млрд рублей, №38 по РФ, на 1 января 2016 года — 344 млрд) является "дочкой" голландского ING Bank. "Приморск-Ресурсы" (оборот в 2015 году 3,5 млрд рублей, чистая прибыль 16 млн), по данным СПАРК, принадлежат кипрскому офшору Mexona Ltd, который связывают с гендиректором компании, бизнесменом из Приморска Леонидом Френкелем. Компания владеет танкерным флотом и является основным оператором по бункеровке в порту Приморск.
Из судебных актов по другим делам видно, что речь в этом иске, скорее всего, идет не о кредите. Банк ведет расчетный счет контрагента "Приморск-Ресурсов", московской нефтетрейдинговой компании "Трейд-ойл" (оборот в 2015 году 13 млрд рублей). Этот контрагент задолжал другой организации — ООО "Травертино" — 825 млн рублей, которые были взысканы с него в Арбитражном суде Москвы в феврале 2016 года. В рамках этого дела счет компании в "ИНГ Банке Евразия" (на котором были средства в объеме 263 млн рублей) был арестован.
Однако 1 марта по исполнительному листу кредитор получил с этого счета лишь 69 млн рублей. Остальные 195 млн были выплачены в пользу ООО "Приморск-Ресурсы" по решению Арбитражного суда СПб и ЛО от ноября 2015 года. "Травертино" оспорило этот платеж, заявив, что исполнительный лист "Приморск-Ресурсов" поступил в банк лишь 2 марта, а значит, в феврале все деньги должны были быть перечислены в пользу "Травертино".
Суд в августе 2016 года удовлетворил этот иск, апелляционная инстанция в декабре 2016 года оставила решение без изменений. В итоге 195 млн были взысканы с банка в пользу "Травертино", а теперь кредитная организация требует их с бункеровщика. Однако банку будет непросто получить деньги, так как ответчик уже начал ликвидацию с весьма вероятной перспективой банкротства.
По мнению юристов, этот кейс весьма положительно скажется на судебной практике по установлению очередности платежей по исполнительным листам. "Когда в банк поступают два исполнительных листа, средства должны перечисляться в очередности поступления листов, а не в очередности вступления в силу решений суда, по которым эти листы были выданы, — комментирует ситуацию Иван Решетников, управляющий партнер юридической фирмы "Апелляционный центр". — Но часто банки проявляют большую заинтересованность в соблюдении интересов своего клиента, чем в соблюдении буквы закона. И когда поступает исполнительный лист, у клиента есть возможность либо просто снять средства со счета по какой-нибудь гарантии, либо организовать "дружественный" исполнительный лист. Теперь банкиры будут учитывать, что их право решать, кому перечислять деньги клиента, сопряжено и с рисками ответственности за неправомерные транзакции".