Пока что единственными легальными сборщиками долгов в Петербурге являются агентство Filbert выходцев из Балтийского банка и агентство DG Finance украинского коллектора Сергея Деминского.
Как сообщили в петербургском управлении Федеральной службы судебных приставов, на сегодня на включение в единый реестр коллекторских агентств поступило пять заявок от петербургских компаний. Первая из них удовлетворена во вторник, 17 января, вторая — в среду, 18-го.
Балтийский и украинский
Первым легальным петербургским коллекторским бюро стало ООО "Филберт", известное как коллекторское агентство Filbert. Компания была основана в 2010 году выходцем из структур Балтийского банка Никитой Полосухиным, но с 2015 года принадлежит Татьяне Якуниной. Компания раньше занималась коллекторским сопровождением упомянутой кредитной организации, взыскивая плохие долги у ее заемщиков. Теперь же (после того как Балтийский банк был подвергнут санации и передан Альфа-Банку, за чем последовала и смена собственника "Филберта") она вышла на открытый рынок.
Именно в 2015 году компания впервые попыталась поучаствовать в тендере Сбербанка на коллекторские услуги в пределах суммы требований 1 млрд рублей. Но даже не была допущена к участию. Зато в 2016 году по итогам прошедшего в августе квалификационного отбора компания была включена в список допущенных к контрактам банка фирм. Изменения в структуре собственников, очевидно, сказались и на оборотах фирмы: если раньше они не превышали 2 млн рублей, то в 2014 году достигли 20 млн, а в 2015 году перевалили за 350 млн рублей. Выросли и активы компании: долги у нее в работе достигли в 2015 году 260 млн рублей.
По словам приставов, вторым легальным профессиональным взыскателем плохих долгов стало ООО "Ди Джи Финанс групп" (агентство DG Finance). В реестре коллекторов его пока нет.
Компания является "дочкой" украинской финансовой компании "Доверие и гарантия" (оборот в 2015 году — 1 млн евро, чистая прибыль — 485 тыс. евро) киевского бизнесмена Сергея Деминского. Об оборотах ее в России пока неизвестно, есть лишь информация в реестре залогов о том, что компания за год работы в России успела выкупить у банков 268 автокредитов ИП и граждан РФ.
Особенности долговой охоты
Закон о коллекторской деятельности, принятый минувшей осенью, вступил в силу 1 января 2017 года. Он предусматривает, что возврата долга может требовать либо сам кредитор, либо профессиональный коллектор, включенный в реестр организаций, чьим основным видом деятельности является взыскание просроченной задолженности. Этот реестр ведет федеральная служба судебных приставов. Коллекторы подают заявки на включение туда в региональные управления ФССП.
"В связи с новым порядком взаимодействия с должниками нам пришлось внести технические изменения в свою работу, — рассказывает о предпринятых для получения допуска к работе на рынке попытках гендиректор "Филберта" Андрей Иванов. — Дело в том, что значительная часть процесса взыскания автоматизирована, а закон предполагает некоторые ограничения на количество воздействий на должника. Поэтому нам пришлось доработать программное обеспечение, чтобы оно позволяло сотруднику быстро оценить количество уже совершенных воздействий и корректно спланировать свою работу на оставшуюся часть месяца с соблюдением требований закона".
По словам Андрея Иванова, пока на рынке не наблюдается массового исхода игроков, как нет и предложений по продаже прав требований. "Многие пытаются соответствовать требованиям закона. У компаний, которые занимаются цессией (скупкой долгов. — Ред.), проблем нет, так как в основном это серьезные финансовые организации. Проблемы возникают у тех, кто работал только по агентской схеме, они могут не пройти по требованию к чистым активам в размере 10 млн рублей".