Пермская торговая сеть "7я-Семья" после семи лет судов против петербургского торгового дома "Интерторг", управляющего сетью "7я-Народная семья", выиграла сразу три важных иска.
Суд по интеллектуальным правам РФ (СИП) 16 января 2017 года удовлетворил три иска пермского ООО "Управляющая компания компания ЭКС" (УК "ЭКС") к Роспатенту и ООО "Интервест". Истец оспаривал отказы Роспатента на его возражения по поводу регистрации в 2010 году за "Интервестом" трех товарных знаков "7я-Народная семья".
Дело в том, что УК "ЭКС" является правообладателем товарных знаков "7я-Семья": под этим брендом она развивает в Перми сеть продуктовых супермаркетов (50 магазинов, оборот около 9 млрд рублей). В свою очередь "Интервест" является держателем товарных знаков торгового дома "Интерторг", развивающего в Петербурге, Москве и регионах сеть супермаркетов "7я-Народная семья" (а также сети SPAR и "ИдеЯ" — в общей сложности около 500 магазинов, оборот 74 млрд рублей).
7-летняя война
"Интерторг" также эксплуатировал бренд "7я-Семья" с 2006 года, но после получения в 2010 году претензий от пермской "Семьи" провел ребрендинг, добавив слово "народная" курсивом и мелкими буквами. После ребрендинга в 2010-12 годах "Интерторг" благополучно отбил все судебные претензии УК "ЭКС" в нарушении их прав (они требовали в частности 1 млн рублей компенсации): суды признавали, что знаки зарегистрированы, а значит, нарушений нет.
При этом арбитражный суд, рассматривавший первый иск пермяков, провел сравнительный анализ, также пришедший к выводу об отсутствии сходства знаков до степени смешения.
В 2015 году, проиграв суды с петербуржцами, пермяки обратились со своими возражениями в Роспатент: мол, слово "народная" "не полностью устраняет сходство". Самое же главное то, что ассоциация сочетания цифры "7" с буквой "я" со словом "семья" обыгрывается в обоих брендах.
А получив отказ и в Роспатенте, пермские ретейлеры обратились в Суд по интеллектуальным правам. СИП, выслушав их доводы, принял их и удовлетворил все три иска. Суд вернул возражения пермской "Семьи" на новое рассмотрение в Роспатент, обязав его более внимательно изучить степень сходства брендов.
"Мы не сомневаемся в своей правоте и уверены, что Роспатент принимал правильное решение, — прокомментировали свое поражение в СИП в "Интерторге". — Но если Роспатент пересмотрит его, будем судиться вплоть до Верховного суда". При этом патентный поверенный "Интерторга" Дмитрий Бурмистров отметил, что и нынешнее решение СИП будет оспариваться. В УК "ЭКС" воздержались от комментариев, сочтя их преждевременными до вступления решений суда в силу.
Ребрендинг туда — ребрендинг сюда
По мнению Виктора Станковского, управляющего СПб офисом "Городисский и партнеры", шансы на то, что Роспатент пересмотрит свое решение в пользу пермяков, достаточно высоки: "Как правило, он очень внимательно относится к аргументам, которые СИП положил в основу своих выводов. Часто выводы суда прямо указываются в решениях Роспатента по возвращенному на пересмотр делу, как определяющие". Впрочем, эксперт (который, кстати, защищал интересы "Интерторга" в первом споре с УК ЭКС 7 лет назад) не склонен драматизировать ситуацию для петербургского ретейлера: в крайнем случае тот проведет еще один ребрендинг. Оснований для финансовых претензий у пермяков, по его мнению, нет.
Меж тем, интересно, что судебная победа УК "ЭКС" последовала за переходом туда из ТД "Интерторг" руководителя сети SPAR Антона Беловецкого: он возглавил пермскую сеть в августе 2016 года после пятилетней работы в "Интерторге". Антон Беловецкий не отвечал на звонки.
Эксперты строят осторожные версии. Одна из них зауключается в том, что пермяки готовят экспансию в Петербург, но участники петербургского рынка не верят в это - игрок слишком мал.
Другая версия — Беловецкий отправился в Пермь с подачи самого "Интерторга" и ведет дью-диллидженс пермской "Семьи", дабы компания могла выйти в неосвоенный миллионник и сохранить бренд. "Если они столько сил и средств потратили за него все эти годы, возможно, им будет менее обидно купить оппонента, чем проходить через ребрендинг", — рассуждает управляющий партнер "Апелляционного центра" Иван Решетников.
“
Стоимость бренда в ретейле одна из самых низких по отношению к стоимости бизнеса. Она стремится к 1%. Особенно это касается формата жестких дискаунтеров и вообще магазинов у дома: людям все равно, как называется магазин, если он рядом и продает нормальные продукты. Так что цепляться за него, тратить деньги на юристов и половинчатые ребрендинги — нерационально.
Поэтому я всегда говорю своим клиентам: если вы узнаете, что кто-то зарегистрировал похожий товарный знак раньше вас, самое лучшее — максимально быстро забыть про это и придумать что-то свое.
Петербургская сеть в 2010 году была гораздо меньше, чем сегодня, и за эти семь лет могла уже три раза раскрутить интересный и абсолютно новый бренд.
Александр Еременко
управляющий директор брендингового агентства BrandLab