Кредиторы решили ввести в отношении интернет-магазина России Enter процедуру конкурсного производства, признав его неплатежеспособным. Совокупные требования кредиторов к Enter превышают 11,4 млрд рублей. Тем не менее он продолжает продавать товары и наращивать долги. Ситуация напоминает финансовую пирамиду.
Интернет-магазин Enter (принадлежит кипрскому офшору "Апивалас холдингс", в числе крупнейших совладельцев — предприниматель Олег Малис, контролирующий инвестиционно-консалтинговую группу Solvers) занимает восьмое место по России, его годовой оборот составляет, по оценкам экспертов, 9 млрд рублей.
Еще в 2015 году у покупателей магазина начались проблемы: он стал задерживать доставку приобретенных товаров, расчеты с контрагентами. В том же году в суд поступили первые иски о банкротстве Enter. В сентябре 2016 года в отношении компании была введена процедура наблюдения.
Чтобы сократить расходы, компания ликвидировала свои офлайн-точки, отказалась от аренды склада и полностью ушла в Интернет. Однако это не помогло: обязательства перед покупателями, поставщиками, арендодателями и прочими партнерами Enter выполнить не смог. В итоге долги лишь нарастали: в конце 2015 года совокупный объем требования кредиторов составлял около 800 млн рублей, сейчас — превышает 11,4 млрд.
В числе тех, кому задолжал Enter, помимо физических лиц, купивших товары через этот интернет-магазин, еще и компании: "Лоунстар Энтерпрайзес" (крупнейший кредитор, размер требований — 7,2 млрд рублей), отделение Налоговой службы России №25 по Москве (15 млн рублей), ООО "Мишель и К" (28,6 млн рублей), АО "Газпром бытовые системы" (5,7 млн рублей) и др.
Банкрот продолжает торговать
В январе 2017 года прошло собрание кредиторов Enter, которые приняли решение ввести в отношении компании процедуру конкурсного производства. Впрочем, они не очень надеются на получение своих денег. "В результате проведения финансового анализа временным управляющим сделаны выводы: должник неплатежеспособен; возможность покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему существует; должник не имеет возможности восстановить свою платежеспособность", — говорится в решении собрания кредиторов.
Несмотря на неспособность расплатиться с кредиторами и выполнить обязательства перед покупателями, Enter не прекратил продажи. Уже в 2017 году покупатели столкнулись с теми же проблемами, что и их товарищи по несчастью в 2016-м и 2015-м: приобретенные и оплаченные товары им не доставляют, деньги за покупку не возвращают, офис магазина либо не отвечает на звонки, либо отделывается расплывчатыми обещаниями "ускорить решение проблемы". В том же духе сотрудники Enter отвечают и на электронные письма кредиторов.
По закону "О несостоятельности (банкротстве)" вне очереди, за счет конкурсной массы, погашаются долги преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве. Во вторую очередь — требования об оплате труда сотрудников компании-банкрота. "Учитывая огромный размер требований кредиторов и принцип работы интернет-магазина Enter, шансы получить хоть какую-то часть долга, кроме вышеперечисленных, невелики", — считает Кристина Шаломеева, руководитель управления по корпоративному праву HEADS Consulting.
А вот аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов не видит трагедии в положении Enter: "Для компании с таким годовым оборотом это не смертельно. Конечно, падение потребительского спроса в целом добавляет этой ситуации риска, но укрепление рубля вернет часть покупателей на рынок. У Enter изначально, наверное, были проблемы с окупаемостью за счет этих офлайновых точек, но это нормально для стартапа, который в процессе своей деятельности скорректировал стратегию и за следующие 2 года вполне может выйти в плюс. Кредиторам хочется посоветовать не топить компанию, а дождаться улучшения финансовых результатов у ретейлера, который в будущем может претендовать на долю рынка 10-15%".
Интернет-исход
За последние несколько лет с финансовыми проблемами столкнулись многие российские интернет-торговцы. Так, в декабре 2016 года сооснователь Wikimart Максим Фалдин заявил, что закрывает компанию. "Викимарт", который мы основали летом 2008 года, перестал существовать", — писал Фалдин на своей странице в Facebook. Сотрудники ретейлера стали жаловаться на задержку выплаты зарплат, компания принялась закрывать офисы. В декабре ООО "Люкс Трейд" подало к ООО "Викимарт" иск о банкротстве. Заседание по данному делу назначено на 8 февраля 2017 года.
У еще одного крупного ретейлера — "Юлмарта" — проблемы начались с корпоративного конфликта. В 2016 году мажоритарный акционер в ГК "Юлмарт" Дмитрий Костыгин заявил, что миноритарий Михаил Васинкевич потребовал от него и другого акционера, Августа Мейера, выкупить его долю по определенной цене, обратившись в Международный арбитраж Лондона. Васинкевич считает причиной конфликта то, что в феврале Дмитрий Костыгин предложил ему довнести в капитал компании $30 млн, а в случае отказа предложил размытие доли. Так или иначе, но в одной из структур ГК (ООО "Юлмарт РСК") в декабре была введена процедура наблюдения в рамках дела о банкротстве, инициированного компанией "Балтийская электронная площадка".
В конце 2015 года закрылся один из крупнейших российских интернет-магазинов электроники "Сотмаркет" с посещаемостью 5,85 млн человек в месяц и выручкой 4,2 млрд рублей. Проект был создан в 2013 году холдингом "Платформа Ютинет", в него входили три онлайн-магазина электроники: e96.ru, utinet.ru и sotmarket.ru. Но уже в 2015-м у компании возникли проблемы, она не смогла рассчитаться с поставщиками, попыталась продать sotmarket.ru и utinet.ru, но не смогла найти покупателей.