Доля автокредитов в Петербурге растет — каждая вторая легковая машина в 2016 году была куплена в кредит. При этом каждый десятый автокредит — проблемный.
В 2016 году банки в целом по стране выдали на 13,8% больше автокредитов, чем в 2015 году — 552,4 тыс., подсчитали Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и аналитическое агентство "Автостат" на основании данных 4 тыс. банков. В итоге доля машин, купленных в долг, от общего объема составила 44%, увеличившись за 2 года почти на 10%. В Петербурге эта доля также составила 44%. За 2016 год в городе было выдано 37,2 тыс. автокредитов при общем количестве проданных машин 85,6 тыс. Еще год назад доля машин, купленных в кредит, была менее 40%.
По данным "Автостата", объем российского рынка новых легковых автомобилей в 2016 году сократился на 4,1% по сравнению с 2015 годом и составил 1 255,3 тыс. единиц. При этом в IV квартале 2016 года впервые за 2 последних года рынок показал рост на 8,5%, как и темпы выдачи автокредитования: плюс 23,2%.
Попали на счетчик
Однако темпы роста автокредитования говорят не о восстановлении отрасли, а о падении реальных доходов населения, считают аналитики. "За 2016 год, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи авто упали на 11% в сравнении с 2015 годом, — комментирует аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. — Это говорит о снижении реальных доходов населения: 75% российских домохозяйств живут в режиме экономии, и это влияет на рынок".
В 2016 году рубль укрепился с 73 до 60 рублей за доллар, вселив уверенность в потребителей. Рынок сильно поддержала госпрограмма, по которой банки выдали более 50% автокредитов. Так, Сетелем банк из всех автокредитов, выданных в 2016 году, общим объемом 50 млрд рублей на 31 млрд — выдал по программе господдержки.
"К тому же в конце года все продавцы стремились выполнить план по продажам, предлагая скидки, а слухи об отмене господдержки подогрели рынок, — говорит руководитель отдела розничных продаж УК "Солид Менеджмент" Сергей Звенигородский. — Каждая вторая машина куплена в кредит, но при этом каждый десятый автокредит проблемный — с просрочкой более 90 дней". По его данным, объем просрочки по автокредитам в течение 2016 года вырос примерно на 20%. "И это притом, что автокредитование является залоговым, и эти заемщики всегда отличались дисциплиной, так как машину может легко конфисковать банк", — добавляет эксперт.
Новые сложности
По прогнозам аналитиков, этот год для авторынка может стать более удачным только в случае восстановления экономики. "Локомотивом восстановления рынка выступит, в частности, и Петербург, где, несмотря на кризис, спрос на автомобили сохраняется на высоком уровне даже сейчас, — считает Кирилл Яковенко. — При развитии позитивного сценария, по итогам 2017 года рост рынка новых автомобилей может оказаться на уровне 3-4%, число автокредитов при этом вырастет на 8-10%".
"При этом из-за развития рынка операционного лизинга, который позволяет снизить затраты на корпоративный автопарк и его обслуживание, 2017 год может оказаться для продавцов автомобилей еще менее удачным", — добавляет Сергей Звенигородский.