Производство автомобилей в Петербурге достигло дна и начало расти. В Смольном прогнозируют пятипроцентное увеличение выпуска автомобилей петербургскими заводами в 2017 году. Эксперты ожидают прироста на 10%, до 307 тыс. авто.
Петербургские автомобильные заводы впервые с 2013 года начали наращивать выпуск автомобилей. В декабре 2016 года они произвели на 0,1% автомобилей больше, чем в декабре 2015 года. "Рост небольшой, но падение прекратилось, — радуется Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям. — Надеемся, что в 2017 году производство автомобилей прирастет на 5%".
Всего по итогам 2016 года местные автопроизводители выпустили 289 тыс. автомобилей, что на 6,1% ниже уровня 2015 года. Производство упало только у Hyundai — на 10%. Причина — остановки конвейера для подготовки выпуска Hyundai Creta и нового Solaris, уточняет Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto-Dealer-СПб". Toyota и Nissan увеличили производство за счет новых моделей — Nissan Qashqai, Toyota и RAV4.
"При сохранении динамики спроса на автомобили петербургской сборки на уровне прошлого года производство машин в Петербурге по итогам 2017 года может вырасти минимум на 10%, то есть показатель превысит 300 тыс.", — прогнозирует Михаил Чаплыгин.
Максимальных отметок петербургский автопром достиг в 2013 году. Тогда автозаводы произвели 392,9 тыс. машин. "Совокупные производственные мощности наших заводов составляют 400 тыс. автомобилей в год", — уточнил Сергей Мовчан, вице-губернатор Петербурга, курирующий промышленность. Он отметил, что в городе активно развиваются производители автокомпонентов, что способствует росту локализации производства. На некоторых заводах, по словам чиновника, она достигла 50%.
Вернуться к историческим максимумам петербургский автопром не сможет без запуска простаивающих мощностей General Motors (GM) — они рассчитаны на выпуск 98 тыс. машин в год. А главное, что предприятие располагает запасом площадей для расширения мощностей. В 2014 году GM объявил, что собирается в 2015 году завершить расширение производственных мощностей петербургского завода до 230 тыс. автомобилей в год. И довести локализацию производства до 60% к 2018 году.
В сентябре 2016-го "ДП" писал, что американский автоконцерн собирается передать свой петербургский завод в управление белорусскому автопроизводителю — ЗАО "Юнисон". А уже он возобновит на местной промышленной площадке производство автомобилей класса люкс — Cadillac. Но, как пояснил источник "ДП" в отрасли, такая схема не очень нравится федеральному правительству, так как есть подозрение, что, возможно, поставки комплектующих через Белоруссию позволят импортеру недоплачивать таможенные пошлины в бюджет РФ. "К тому же появились крупные автопроизводители, желающие выкупить петербургский завод у GM, с ними сейчас ведутся переговоры", — добавляет собеседник "ДП".
Сергей Мовчан подтвердил, что площадкой GM интересуются инвесторы. "Пока могу сказать только одно, что идут переговоры. Мои уста скреплены договоренностями, никаких комментариев давать по этому поводу не могу. Скажу лишь, что несколько компаний интересуются заводом", — сообщил Мовчан.
Об остановке петербургского завода американцы объявили 18 марта 2015 года — в годовщину официального присоединения Крыма к России. Этот факт дал основания местным властям утверждать, что GM закрывает завод исключительно по политическим мотивам. Возможно, и так, но были мотивы и экономические: падающие объемы продаж, забитые неликвидом склады.