Аудитория Рунета по итогам прошлого года осталась на уровне 2015 года. В России растет только аудитория мобильного Интернета, которую обеспечивает популярность смартфонов и специальные тарифы операторов.
В 2016 году аудитория интернет-пользователей в России в возрасте от 16 лет и старше осталась на уровне 2015 года — 70,4%, что составляет порядка 84 млн человек, свидетельствуют данные исследования GfK Russia. При этом прирост аудитории на мобильных устройствах в 2016 году составил 6 млн человек.
"Динамичный рост аудитории Интернета в конце 2014 года и в 2015 году был вызван в том числе ажиотажным ростом продаж техники в период, когда потребители стремились реализовать дешевеющие рубли и купить цифровую технику по старым ценам. Таким образом, в 2016 году рынок просто отыграл ранее реализованный спрос на технику", — поясняется в исследовании.
Проникновение интернета в России
Источник: Омнибус GfK, 2016, вся Россия 16+
Проникновение интернета в России
Источник: Омнибус GfK, 2016, вся Россия 16+
Согласно исследованию, аудитория мобильного Интернета на фоне стагнации общего числа пользователей выросла на популярности смартфонов (аудитория пользователей этих гаджетов увеличилась 37,2% в 2015 году до 42,1% по итогам года), а также активности операторов связи, которые сделали уверенный рывок в продвижении "мобильных" пакетов в 2015-2016 году.
"На фоне имеющегося потенциала смартфонов с точки зрения замены мобильных телефонов (в России все еще около 30% продаж в штуках приходится на "звонилки") мы ожидаем стабильный рост продаж смартфонов на 5% в 2017 году (в штуках)", — прогнозируют аналитики.
В пользу того, что для многих россиян смартфон становится устройством регулярного доступа в Интернет, говорят и технические характеристики покупаемых устройств. Почти половина всех проданных устройств в прошлом году имеют размер экрана 5 и более дюймов. Люди также выбирают технологичный процессор (почти 80% — это четырехядерные устройства). Более половины смартфонов, проданных в 2016 году, это поддерживающие LTE девайсы, отмечают в GfK.
"Смартфонизацию" россиян в качестве ключевой тенденции уходящего года называли в исследовании РАЭК. Согласно отчету, аудитория Рунета в 2016 году составила 86 млн человек в возрасте от 12 лет. При этом ежемесячная аудитория мобильного Интернета насчитывает порядка 62 млн пользователей, которые генерируют 25% всех доходов российского сегмента. В отдельных направлениях, таких как услуги или цифровой контент, доля мобильной составляющей и вовсе достигает 80-90%.
Если говорить о популярности смартфонов, то аналитики признают, что этот рынок в 2016 году показал заметный рост в рублях, но не благодаря улучшению покупательной способности населения, а за счет подорожания техники. Ее все чаще берут в кредит. В «Рустелекоме» отмечают, что общий рынок смартфонов и телефонов в России и вовсе сократился. То есть суммарно этих устройств, разница между которыми не всегда осознается пользователями, стали покупать меньше.
Пользование интернетом на смартфонах
Источник: Омнибус GfK, 2016, вся Россия 16+
Операционные системы смартфонов
Источник: Омнибус GfK, 2016, вся Россия 16+