Обозреватель Владислав Бачуров попробовал понять, как «Зенит» оказался в двадцатке самых успешных с финансовой точки зрения клубов в Европе, а еще и так удивительно дешево приобрел полузащитника Иоана Молло. Так дешево, что даже Виталий Мутко по этому поводу высказался.
Когда говоришь о деньгах и российском футболе с журналистами и болельщиками, обычно никогда не звучит фраза: "Какие ваши доказательства?" Потому что всем все понятно. Как будто в советском анекдоте про диссидента, который раздавал листовки — пустые листы бумаги. Его спрашивают шепотом: а почему ничего не написано? Он отвечает: а чего писать — и так все ясно.
Но как только появляется официальное футбольное лицо — представитель футбольных властей или сотрудник футбольного клуба, так сразу пыхтит эта никому не нужная фраза: "Какие ваши доказательства?"
В вышедшем в этом месяце ежегодном финансовом обзоре Deloitte бизнеса лучших футбольных клубов Европы Planet Football — Football Money League второй раз в список 20 самых успешных с точки зрения бизнеса клубов Европы попадает "Зенит". Но петербургский клуб не выигрывал Лигу чемпионов, не получает огромных доходов от телетрансляций, как клубы Английской премьер–лиги, не заполняет каждый тур 100–тысячный стадион, как "Камп Ноу", не продает миллионы футболок с надписью "Криштиану Роналду". Львиная доля доходной части "Зенита" — по всей видимости, рекламные деньги от спонсорской помощи "Газпрома". Финансовые, как сейчас модно говорить, "вдувания" от владельцев правила финансового фейр–плей не рассматривают, рекламные контракты — конечно, принимаются в качестве дохода. Ладно вы, ладно я, но давайте спросим хоть сто, хоть тысячу человек на Невском: что рекламируется на майках "Зенита" и вообще — это реклама или спонсорская помощь? На вопрос представителей клуба: "Какие ваши доказательства?" — я отвечу: "Нет доказательств. Это, видимо, реклама. Покупайте наш газ — лучше для мужчины нет".
Хоть ни у одного другого клуба в Европе (пока мы забудем про Китай) такого нет, аналитики из Deloitte, надев очки и нахмурив лоб, вероятно, путают рекламу "Газпрома" в Германии на футболках "Шальке" со спонсорской помощью "Зениту".
Впрочем, думаю, нам не будет хуже от того, что европейские финансовые эксперты сами рады обманываться. Вот только всегда ли удастся так хитро надуть очередной газовый баллон? Появление Китая стало индульгенцией для клуба, которого попрекали стомиллионной в евро покупкой двух игроков — Халка и Витселя. Теперь оба в Китае, а в клубе рады приходу денег от выгодных контрактов. Тем более что сам "Зенит" сейчас тратит деньги на игроков очень аккуратно. Настолько бережно, что даже вице–премьер правительства России Виталий Мутко уже высказался: "Если будет расследование и установят факт манипуляций, то бледный вид будет у всех. Это должны все понимать. Речь идет и об имидже российского футбола".
Дело в том, что цена покупки в январе в "Крыльях Советов" техничного французского полузащитника Иоана Молло, похоже, подозрительно низка. И если бы это касалось только двух участников сделки — да и черт с ним, нет нам дела, как расходуются деньги бюджета Самарской области! Но в сделке незримо присутствовала и третья сторона. Дело в том, что 50% от продажи Молло должен получить его предыдущий клуб "Сент–Этьен", из которого в "Крылья" отпустили игрока с таким пунктом в контракте. Ведь 2,5 года назад французский клуб купил игрока за 4 млн евро. Так что эксперты оценивали сумму трансфера из "Крыльев" в "Зенит" около 3 млн евро. Из которых 1,5 млн надо отдать французам.
У самарского клуба не то что евро — каждый рубль на счету. С другой стороны, Молло сейчас лидер команды, в этом сезоне 12 матчей, пять голов. И вдруг такая цена — всего 500 тыс. евро. Из которых 250 тыс. — французам. Какие ваши доказательства? Никаких. Пустой лист бумаги. И так все ясно. Можно было бы объявить сумму сделки еще ниже, но это совсем уж неприлично. Но и так "Сент–Этьен" собирается обращаться в ФИФА.
А пока президент ФК "Крылья Советов" заявляет, что низкая цена за Молло оправданна: трансфер Молло из "Сент–Этьена" летом стоил нам ноль, и этим, по–моему, все вопросы снимаются". Но год назад он говорил совершенно другое и в комментарии по поводу прихода Молло официальному сайту гордился своим управленческим талантом: "Благодаря прямой поддержке губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина нам удалось решить этот вопрос. Клуб смог договориться с "Сент–Этьеном" о приемлемых условиях сделки, а главой региона были изысканы необходимые средства для осуществления трансфера".
Во Франции говорят, что "Сент–Этьен" так хотел избавиться от игрока, с которым были проблемы, что готов был отпустить его бесплатно, но так как знал, что уровень футболиста достаточно высок, то и отпускал при условии 50%–ной компенсации при перепродаже. В Самаре говорят, что Молло, раз уж пришел бесплатно, сразу попросил зарплату за несколько месяцев авансом, да и вообще заключил контракт, который сделал его самым высокооплачиваемым игроком команды. Так что ноль не ноль, но траты были.
Но почему–то кажется, что вряд ли французы смогут чего–то добиться. Хотя, конечно, доказательств нет. Просто пустой лист бумаги.