Петербургский производитель сжиженного природного газа ЗАО "Криогаз" многократно увеличил поставки в Эстонию за счет контракта на заправку нового парома эстонской судоходной компании Tallink. В планах компании наладить экспорт газа в Финляндию.
Псковский завод по производству сжиженного природного газа (СПГ, природный газ, охлажденный до минус 162 градусов) мощностью 23 тыс. тонн в год ЗАО "Криогаз" запустило в мае 2016 года, но выйти на проектную мощность предприятию удалось только сейчас, заключив контракт с эстонской судоходной компанией Tallink на заправку СПГ нового парома Megastar. Он свяжет Таллин и Хельсинки и потребит 20 тыс. тонн сжиженного газа за год. Остальные 3 тыс. тонн "Криогаз" намерен продать в Польшу своей "дочке" Kriogas Marketing & Trading Poland. До запуска парома завод работал в тестовом режиме, производя небольшие объемы СПГ.
Заправлять паром газом будет аффилированная с Tallink Grupp эстонская газовая компания Eesti Gaas (до мая 2016 года принадлежала "Газпрому"). Она будет возить СПГ из Пскова в таллинский порт на специальных грузовиках (для одной заправки парома необходимо четыре грузовика).
До 40% сырья (природного газа) "Криогаз" покупает на Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, так как это дешевле, чем по долгосрочным контрактам "Газпрома".
Чей "Криогаз"?
ЗАО "Криогаз" зарегистрировано в Петербурге. Компания на 100% принадлежит Газпромбанку, уверяют представители банка и "Криогаза". Однако, согласно данным базы СПАРК, по состоянию на ноябрь 2016 года 99% акций ЗАО владеет кипрская компания "Трейдскан Консалтанс Лимитед", а 1% акций принадлежит ООО "Оникс" — 100% паев общества контролирует Газпромбанк.
"Оникс" также владеет менее 1% ООО "Полюс холода", которому принадлежат ООО "Криогаз-Псков" и ООО "Криогаз-Калининград". Почти 100% "Полюса холода" — собственность кипрской "Криоэнерджи Лимитед". Небольшой долей (менее 1%) "Оникс" также владеет в ООО "Криогаз-Высоцк". Остальные 99,97% долей в этом обществе принадлежит Газпромбанку.
"Криогаз-Калининград" и "Криогаз-Высоцк" — это проекты "Криогаза" по строительству новых заводов СПГ. В Калининграде планируется в 2017 году запустить завод СПГ мощностью 150 тыс. тонн в год, а в Высоцке к 2018 году построят завод на 660 тыс. тонн в год. Кроме этого, в Высоцке возведут терминал по перекачке СПГ на морские газовозы. Половина (330 тыс. тонн СПГ) высоцкого завода законтрактована финской Gazum Oy, она под этот проект строит два газовоза, чтобы перевозить газ в Финляндию.
В высоцкий завод Газпромбанк планирует инвестировать 65 млрд рублей, а стоимость калининградского завода пока не определена, отметили в Газпромбанке.
Пока у "Криогаза" два действующих завода — в Пскове (23 тыс. тонн СПГ в год) и в Кингисеппе (9 тыс. тонн в год). Консолидированной финансовой отчетности "Криогаза" в открытом доступе нет. Согласно данным по российским стандартам бухгалтерской отчетности, выручка ЗАО за 2015 год составила 313 млн рублей, а чистая прибыль — 42 млн рублей.
СПГ здесь не нужен
"Криогаз" делает ставку на экспорт, тем более что продажа СПГ за рубеж не облагается экспортными пошлинами, а внутри России сжиженное голубое топливо не пользуется большой популярностью из-за относительно высокой цены в сравнении с другими видами топлива. "Криогаз" собирался строить в Карелии завод мощностью 150 тыс. тонн в год, но отложил эту идею до лучших времен из-за низкого спроса. Проект, по словам коммерческого директора "Криогаза" Андрея Котова, был ориентирован на потребителей в Карелии, Мурманской области, но пока в этих регионах нет достаточного объема заказов, чтоб оправдать строительство такого завода. Только с апреля 2017 года половина СПГ, производимого кингисеппским заводом (а это 4,5 тыс. тонн в год), пойдет мурманскому АО "Апатит", входящему в группу "Фосагро". А пока весь СПГ из Кингисеппа идет на экспорт.
"Криогаз", по словам Андрея Котова, развивает продажи СПГ в трех направлениях: промышленным потребителям (заводы, фабрики и энергогенерирующие компании), топливо автотранспортным предприятиям и частным автовладельцам, а также бункеровка.
Ни в одном из секторов рынка СПГ взрывного роста спроса пока не ожидается. По словам Маргуса Каасика, финансового директора и члена совета директоров Eesti Gaas, судовладельцы интересуются возможностью бункеровки СПГ, но кроме Tallink реальных шагов в этом направлении пока никто не делает. По словам председателя правления Tallink Grupp Янека Шталмейстера, было время, когда дизельное топливо стоило существенно дороже, чем СПГ, и переход на газ был оправдан. Но сегодня эти два вида топлива стоят примерно одинаково. "Пока мы не планируем строить новых паромов на СПГ", — добавил Янек Шталмейстер. 212-метровый Megastar, построенный финской верфью Meyer Turku за 1,5 года, обошелся судовладельцу в 230 млн евро.