Бывший владелец скандально известной ГК "Город" Максим Ванчугов с осени 2015 года находится в СИЗО. Через адвоката он ответил на вопросы "ДП" по поводу событий, которые активно развиваются вокруг компании и ее проектов в последнее время. И рассказал свою версию того, что случилось с бизнесом группы.
Максим, вы были арестованы в октябре 2015 года по обвинению в хищении средств дольщиков ГК "Город".
— Мой арест был политическим решением. Знаю, что он стал неожиданным даже для следствия.
Срок ареста истекает в начале марта. Дело в том, что в ноябре 2016 года вышло постановление Верховного суда — оно запрещает содержать предпринимателей в СИЗО, чтобы избежать давления на них в целях отъема бизнеса. Есть основания для изменения мне меры пресечения.
Общаетесь ли вы с братьями? Какова их судьба?
— Общаюсь с семьей и адвокатом. Мой брат Роман из-за этого скандала не смог пойти от партии "Справедливая Россия" на выборы в Госдуму. Очевидно, что одной из целей истории вокруг ГК "Город" было нанесение удара по нему как перспективному политику. А также по партии в преддверии выборов. Надо признать, что это удалось.
Чиновники заявляли, что вы вывели из бизнеса до 7 млрд рублей дольщиков ГК "Город". Сейчас сумма сократилась до 1,2 млрд рублей. Как возникла задолженность? И какая она, по вашему мнению?
— К сожалению, для чиновников не предусмотрены никакие санкции за то, что они публично озвучивают. А в нашем случае их негативные и недостоверные отзывы о компании привели к остановке продаж и дали повод для уголовного преследования.
Сейчас следствие считает, что компания не может отчитаться за 1,2 млрд рублей при планируемой выручке с проекта 22 млрд.
При этом доказательная база строится на актах по подсчету объемов строительства на июль 2015 года. Подписаны они были между ГУП "Центр содействия строительству" (ЦСС) и "Проммонолит" без участия ГК "Город" и, как можно догадаться, без какой-либо проектной и исполнительной документации.
Как же так?
— У меня были вопросы и по квалификации следствия, ведь с таким делом они столкнулись впервые. Мне кажется, что наделано много ошибок. Зачем-то были арестованы квартиры на 2,3 млрд рублей. А потом наложен арест и на регистрацию всех свободных квартир в проекте. Зачем было признавать потерпевшими дольщиков компаний "Планета" и "Высота", хотя у них был денежный профицит? А ведь это не менее 1000 человек! Считаю, что их обманывают, признавая потерпевшими.
Мои адвокаты уже написали много жалоб в прокуратуру города. Мы надеемся, что ее руководитель Сергей Литвиненко возьмет на себя смелость разобраться в ситуации. Ведь проблема просто так не рассосется.
Недавно прошла встреча по проблемам дольщиков у полпреда президента РФ в СЗФО. Вы в курсе?
— Да. Порадовало выступление вице-губернатора Петербурга Игоря Албина. Он оценил активы компании в 16 млрд рублей. А его уж точно сложно заподозрить в дружбе со мной.
Я попросил адвокатов собрать все материалы по моему делу и послать в полпредство. Ведь в итоге получилось, что я якобы украл Дворцовый мост: есть свидетели, потерпевшие, оценка ущерба. Но никто не хочет признать очевидное — мост стоит на месте.
В письме губернатору Петербурга вы на днях сообщили о нарушениях чиновников, допущенных в деле "Города". Была ли обратная реакция?
— Пока нет. Правда, из Смольного уже уволены многие из тех, кто подписывал акты о проверке выполненных работ на трех жилых комплексах "Города", не изучив исполнительную документацию. В этих актах объемы могли быть занижены минимум на 700 млн рублей.
И еще порядка 600 млн рублей (затраты на текущую работу компании за 5 лет), похоже, не учло следствие.
И что же получается?
— Работы, не указанные в актах, следующий подрядчик вполне мог выдать за свои. И получить за них деньги.
Но не стану никого обвинять наперед. Надеюсь, мы в итоге разберемся, как и почему такие акты в принципе возникли.
Вы считаете, что дело против вас могло быть сфабриковано?
— Определенные чиновники и политики могли много сделать, чтобы компания находилась в том состоянии, в котором она сейчас. Тогда все поделилось на политику и бизнес. Начались протестные акции, и появились первые упоминания о компании в СМИ в октябре 2013 года. Они касались Петергофа, где у нас был проект.
На подобных акциях выступали депутаты и их помощники, например Евгений Барановский — тогда помощник депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, а ныне заместитель председателя комитета по строительству. Позже, когда волна недовольных дольщиков раскачалась (и, скорее всего, не без помощи активистов, таких как Алла Андреева), политики стали делать заявления лично. Та же Оксана Дмитриева называла ГК "Город" строительной аферой. И люди верили, потому что некоторые СМИ это поддерживали.
Но пиар и рейдерство — не одно и то же…
— Думаю, что бизнес заключался в отъеме у нас активов на этом фоне заинтересованными лицами. Если бы у компании не было сторонних активов, дома бы давно уже были сданы. Но само уголовное дело, по всей видимости, возникло с подачи как чиновников, так и политиков.
Сбор подписей дольщиков в администрацию президента РФ, митинги, негативный фон в СМИ, а потом и убийство Константина Андреева — супруга активистки Аллы Андреевой, похоже, сделали свое дело. После этого можно было окончательно добивать компанию.
Убийство, о котором вы упомянули, пока не раскрыто. Есть что сказать тем, кто пытается связать вас и с этим преступлением?
— Это дерзкое убийство человека, который никогда в акциях против ГК "Город" не участвовал. О его существовании я узнал из СМИ уже после трагедии. Но для компании последствия убийства были плачевные. Через 3 недели меня арестовали. Инвестиционные договоры по застройке принадлежавших ГК "Город" 100 га в Каменке и 50 га в Петергофе были оспорены администрацией в судах. Не говоря уже об информационном фоне вокруг компании и полном аресте всех активов!
События того времени говорят о том, что все это, включая трагедию, было неслучайно. У кого-то был четкий план и понимание, каким скандалом все это закончится.
Но самое интересное, что уже через несколько дней после убийства группа "Город" получила настойчивое предложение от одной из строительных компаний передать ей все активы бесплатно.
Мне искренне жаль тех, кто считает, что, продолжая митинговать и делать громкие заявления в СМИ, можно повлиять на ход расследования этого преступления. Никто не уйдет от наказания. В этом я уверен. Но мне непонятно, почему больше года по этому делу нет задержанных.
Расскажите о сделке с Артемом Маневичем. Как она проходила и что в итоге получили вы?
— Я передал активы ГК "Город" в управление банку "Санкт-Петербург", поскольку был необходим партнер, способный кредитовать компанию и перезапустить строительство. Артем Маневич был одним из инвесторов. Активы компании я передал и никаких денег не получал.
После сделки выяснилось, что у господина Маневича большие долги. Вы об этом знали?
— Не думаю, что об этих проблемах знал кто-то, кроме него самого. Он был приглашен в проект благодаря связям и возможности решить многие административные вопросы во благо компании, но этого, как мне видится, не произошло. Юридически долги одного из акционеров не должны помешать деятельности девелопера. Но есть еще информационный фон, от которого зависит операционная деятельность компании, есть претензии кредиторов и аресты имущества.
Если ситуация будет патовая, вероятно, придется обращаться в банк "Санкт-Петербург", чтобы они искали ему замену. Или расторгать соглашение и выбирать вообще нового инвестора.
Следите ли вы за судьбой строек ГК "Город"?
— Конечно, слежу. Переданных инвестору активов с лихвой хватает, чтобы завершить строительство. Главное — оптимально и быстро распорядиться этими активами. Но, судя по всему, сейчас стройка стоит. И в этом может быть некоторая закономерность — в попытке государственного регулирования.
Когда компанией пытается управлять большое количество людей с разным видением и задачами, а все их решения замыкаются на чиновников — ничего хорошего не будет.
Выход один — убрать все "надстройки" и дать инвестору спокойно, как обычной частной компании, сдать дома. Дольщики не должны страдать от экспериментов и пиара власти.
На достройку всех домов ГК "Город" нужно, как говорят, 7 млрд рублей. Декларируется, что основным источником финансирования должна стать продажа участков в Каменке за 8 млрд рублей. Но торги до сих пор не состоялись. Какие там сложности?
— Земельные участки ликвидные. Но на большую часть из них необходимы документы по изменению высотности застройки с 18 до 75 метров, как сейчас прописано в Правилах землепользования и застройки и Генеральном плане Петербурга. От того, как администрация отработает эти вопросы с банком "Санкт-Петербург", и зависит, как быстро компания сможет получить средства на достройку.
Более того, я настаиваю, что часть участков нужно отдать инвесторам за строительно-монтажные работы. И поменять подрядчика на одном-двух объектах. Это активизирует достройку.
Приток денег на стройки могли обеспечить и продажи свободных квартир в жилых домах. Но на них наложен запрет…
— Да, денег от продажи квартир хватило бы для достройки всех домов. Но необходимо снять арест со всех договоров долевого участия, которые с мая 2015 года не регистрируют. Важно также не допустить банкротств застройщиков и подписать мировые соглашения с городом.
Можете дать оценку той модели достройки домов ГК "Город", которую придумали в Смольном?
— Это модель была придумана не Смольным, а мною еще в конце лета 2014 года. Мы сами попросили город привлечь наш сторонний земельный актив, поскольку понимали лежавшую на нас ответственность.
Но, к сожалению, компанию долго не хотели услышать. Видимо, чьи-то интересы шли вразрез с нашими планами.
Заявление на выкуп участка, согласно договору, мы, как инвесторы проекта, подали в августе 2014 года. А выкуп произошел только спустя 2 года.
За это время вместо финансирования мы получили полную остановку продаж, митинги, уголовное дело, арест активов и резонансное убийство.
И в итоге вернулись к схеме, предложенной нами же в 2014 году.
Что можете сегодня сказать дольщикам ГК "Город"?
— Митингами делу не поможешь. Скорее наоборот. Всегда найдутся третьи силы, которые воспользуются ситуацией. А это — потерянное время.
Но если и бороться, то главное понимать с кем. А для этого нужно прислушиваться только к себе.
Когда арест будет снят, чем займетесь в первую очередь?
— Буду больше времени проводить с семьей и детьми.
После публикации интервью с Максимом Ванчуговым дольщики ГК «Город»
дали свою оценку ситуации с долгостроями компании
и всему тому, о чем бывший собственник "Города" рассказал "ДП" из СИЗО.
Биография
Максим" Ванчугов Родился в октябре 1975 года в Потсдаме (ГДР). В 1997–м окончил СПбГУЭиФ (Финэк). Кандидат экономических наук.<br />> В 2010 году его брат Руслан Ванчугов учредил ГК "Город" — крупного застройщика жилья в Петербурге. В 2015 году Максим выкупил компанию у Руслана. А в октябре 2015 года был арестован по обвинению в хищении средств дольщиков компании. Сумма ущерба на данный момент оценивается в 1,2 млрд рублей. Женат, трое детей.
Справка
ГК" "Город" Создана в 2010 году. Строила три жилых комплекса в Петербурге: "Ленинский парк" (на 2,6 тыс. квартир), "Прибалтийский" (более 1 тыс. квартир) и "Морская звезда" (более 1 тыс. квартир). Проекты не завершены. На достройку требуется более 7 млрд рублей. С лета 2016 года достройку объектов ГК "Город" контролирует ХК "Эра", 70% которой принадлежит бизнесмену Артему Маневичу.