Пeтербургские предприниматели из компании Enot на деньги госгранта "Старт" создают виртуального ассистента для CRM–систем. Разработка стоимостью 15 млн рублей по плану окупится через 18 месяцев после выхода продукта на рынок и будет приносить создателям более 10 млн рублей выручки ежегодно.
Совладельцы компании Enot Михаил Досов (30 лет) и Дмитрий Арцыбашев (29 лет) получили грант размером 9 млн рублей от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере. Деньги пойдут на проект Simus — превращение CRM–системы для автоматизации продаж в умного робота–помощника для владельца бизнеса.
По задумке создателей, благодаря надстройке CRM–система сможет распознавать спонтанную речь хозяина, анализировать его голосовые команды и выполнять их. Работать с таким ПО клиент будет через мессенджеры, почту и телефон, почти не взаимодействуя с интерфейсом программы. Вот как это описывает Михаил: "Представьте, вы сидите на встрече, клиент пишет в WhatsApp: "Выставляйте счет". Все, что нужно сделать, — это написать в том же чате виртуальному ассистенту: "Выстави счет на два окна, размер три на четыре, две штуки, 1,5 тыс.". Другой пример: на совещании руководитель спрашивает у вас отчет о продажах за III квартал менеджера Петрова, и вы, вместо того чтобы открывать ноутбук, голосом обращаетесь к программе".
По словам разработчиков, создать и внедрить такой продукт на рынок возможно за 3 года. Далее продажи виртуального помощника только для одного вида базы (например, для 1С–Битрикс) могут приносить Enot около 10 млн рублей в год.
Прямиком из центра
Впервые "ДП" написал о компании Enot в июле 2016 года, тогда молодые предприниматели, которые получают доход от проектирования, разработки и внедрения систем автоматизации (в частности, CRM– и ERP–систем) для малого и среднего бизнеса, только приступили к разработке проекта Simus. Оборот компании за первый год работы составил 2 млн рублей, к концу второго года (этим летом) он должен вырасти до 5 млн рублей. "Поскольку в основе продукта лежит научная составляющая, стоимость подобной разработки очень высока, без дополнительного финансирования стартапам вроде нас не осилить подобные работы", — объясняет Михаил. Однако 9 млн рублей от государства покроют лишь 60% необходимых затрат на разработку Simus, остальные деньги владельцы Enot планируют вынуть из прибыли компании.
Прежде чем открыть свое дело, Михаил 8 лет проработал в Центре речевых технологий, отсюда ключевые компетенции в области анализа устной речи. Simus создается для российского рынка, но впоследствии планируется адаптировать его к другим языкам. "Перевод" будет стоить на 70% дешевле разработки с нуля за счет уже работающих механизмов по распознаванию речи.
На старте в саму фирму инвестировал бывший одноклассник Михаила — Андрей Стрепетов (31 год), владелец компании по остеклению фасадов "Летний сад" (годовой оборот — около 600 млн рублей). Взамен он получил долю 30% в Enot.
Дорого продать
Заявку об участии в госпрограмме "Старт", финансирующей наукоемкие стартапы, компания подала летом 2016 года. Из 819 заявок, рассмотренных жюри, одобрение получили 167 команд.
По условиям гранта инвестиции будут перечисляться в несколько этапов и рассчитаны на 3 года. В первый год Enot должен разработать технологию анализа текстов, во второй год сделать сам продукт — готовое решение, включающее технологию и пользовательский интерфейс, а за третий год по условиям договора фирма должна коммерциализировать свою разработку. Самый большой транш размером 4 млн рублей фонд выделяет на продвижение продукта на рынок и монетизацию научной разработки.
По сути, виртуальный помощник, которого создает Enot, является аналогом популярных сейчас в b2c чат–ботов, однако предполагает устное общение человека с роботом и нацелен только на работу с CRM. Эксперты оценивают объем мирового рынка CRM–систем в $36 млрд, российского — в 20 млрд рублей. Согласно исследованиям TAdviser, в России самыми популярными CRM–системами считаются Microsoft Dynamics CRM, 1С:CRM, БИТ:CRM. Рынок чат–ботов оценивается в $13,4 млрд рублей. Лидером на российском рынке коммерческих чат–ботов считается "Наносемантика", создающая ботов для банков, телекома и медицины. Не стоит забывать и "Яндекс", который разрабатывает ботов на основе сервисов "Яндекса" для Telegram.
"Сейчас проблема с чат–ботами и виртуальными консультантами в том, что с ними общается немотивированная публика, которая ждала ответ от человека, а попала на робота. Как общаться с этим роботом, человек с ходу не знает, — отмечает Сергей Исаев, гендиректор IT–компании DataFabric. — Целевая аудитория продукта Enot — сотрудники продвинутых компаний. Это аудитория, которая будет знать, что она общается с машиной и что она от нее хочет. Поэтому описанной проблемы у Enot не будет, в этом их преимущество".