«ДП» обследовал все 27 промышленных зон Петербурга, которые городские чиновники уже много лет пытаются развивать. Результат разочаровывает: число резидентов промзон сокращается, несмотря на многомиллиардные инвестиции в привлечение и поддержку промышленников. А два последних крупнейших проекта развития промзон за счет бюджета забуксовали.
Одно из главных преимуществ Петербурга – хорошо развитая промышленность. Она возникла и развивалась одновременно с городом, и сейчас ее вклад в петербургскую экономику – 2,5 трлн рублей, то есть около четверти оборота всех организаций. Но историческая неравномерность развития промышленности привела к тому, что она оказалась рассредоточена по всей территории города и группируется в промышленных зонах, сильно оторванных друг от друга.
"ДП" провел ревизию всех 27 промышленных зон, продвигаемых комитетом по промышленной политике и инновациям Петербурга (КППИ). Все они детально описываются в Паспорте промышленных зон Петербурга, опубликованном на сайте комитета. В нашем исследовании не участвовали площадки так называемой Особой экономической зоны, которые администрировались из Москвы, и промзоны, не упомянутые в Паспорте. Хотя не очень понятно, по какой причине вне планов развития оказались обширные промышленные территории: в районе Энергетиков – Якорной, от Финляндского вокзала до Полюстровского пр., в окрестностях пл. Бехтерева и другие, но спорить с этим смысла нет.
Перед публикацией обзора промзон редакция попросила руководство КППИ прокомментировать собранную журналистами информацию и исправить неточности. В ряде случаев чиновники отказались комментировать решения действующих и потенциальных инвесторов, ссылаясь на соглашения о конфиденциальности. В некоторых промзонах они отметили появление – вернее, заявления о намерениях – новых инвесторов. Их набралось шесть. Тем не менее в целом баланс резидентов городских промзон все еще остается отрицательным: уходит компаний больше, чем приходит.
Разность потенциалов
В целом промзоны Петербурга, за исключением чисто "перспективных", таких как Кронштадтская колония или площадка на дамбе, имеют сложившийся пул якорных промышленных резидентов.
Большинство тех, что появились еще в советские времена, представляют собой несколько крупных предприятий, чье основное производство сосредоточено в нескольких корпусах, а остальные площади сдаются в аренду множеству небольших компаний. Типичный тому пример – "Ижорские заводы".
Более современные, появившиеся во времена губернатора Владимира Яковлева, вроде "Парнаса", также уже живут своей жизнью и развиваются, привлекая самых разных производителей, не связанных единым отраслевым направлением.
Есть в смольнинском Паспорте и выбивающиеся из общего ряда промзоны, окруженные жилой застройкой, где развивать промышленность, возможно, и не лучшее решение. В той же "Северо-Западной" значительная территория занята гаражами и частично уже застроена крупноформатной торговлей и бизнес-центром. В "Коломягах", откуда уже принято решение выводить некоторые особо вредные производства, размещены важные оборонные предприятия, и полностью их ликвидировать будет нелегко. Так что вряд ли там произойдет полное замещение промышленности торговлей или жильем, как это происходит на территории "Петмола", в "Измайловской перспективе" или окрестностях пр. Блюхера. Тем не менее вряд ли стоит всерьез рассчитывать на появление крупных производителей в таких местах, скорее, их будущее должно быть связано с жилой застройкой.
К успешным проектам можно отнести развитие промзон, сложившихся при Валентине Матвиенко на посту губернатора. Тогда под конкретных инвесторов (автопроизводителей) развивались промзоны в Шушарах и Каменке. Чиновники намеренно делали там большой задел по площадям в надежде, что к «Ниссану» и «Хендаю» на севере и «Тойоте» и «Дженерал Моторз» на юге города подтянутся их смежники. Частично эти надежды оправдались. Та же Каменка сейчас – одна из самых успешных и заселенных промзон города. Однако значительная часть площадей этих промзон, несмотря на масштабные инвестиции бюджета в развитие инфраструктуры, все еще простаивает.
Особняком стоит история успеха так называемой Особой экономической зоны. Это две площадки – в Петергофе и в районе Новоорловского парка. Со времен Валентины Матвиенко городской бюджет вкладывал сотни миллионов рублей в развитие этих зон, и сейчас они довольно плотно заняты несколькими десятками современных предприятий, в основном профильной – высокотехнологичной – направленности. Однако управляются эти зоны, по сути, из федерального центра специально созданным в 2006 году АО "Особые экономические зоны". Лишь в 2017 году петербургский филиал этой компании должен быть передан в ведение городских чиновников, и на создание АО "Особая экономическая зона Санкт-Петербурга" в бюджете выделено 3 млн рублей.
Платил город и за обустройство промзоны Марьино. Она отличается от других тем, что она частная: ее территория принадлежит "ВТБ-Девелопменту". Однако инфраструктура на ней частично строилась на деньги города – 556 млн рублей в 2011-2012 годах (в АИП отмечено освоение лишь 375 млн рублей). Тогда туда приходили инвесторы, самый известный – завод "Ё-мобиль", и помощь таким знаковым (как тогда казалось) инвесторам имела свою логику. Однако сейчас эту промзону с трудом можно назвать сильно заполненной. В ней есть несколько действующих предприятий, и есть серьезные планы инвесторов по строительству, но КППИ ведет разговор о том, чтобы выкупить какую-то часть корпусов для развития городского IT-кластера. Условия, на которых это произойдет, пока не разглашаются.
Заброшенные промзоны
При губернаторе Георгии Полтавченко ставка была сделана на несколько крупных проектов, развитие которых началось еще при Валентине Матвиенко: "Ржевка", "Рыбацкое", "Пушкинская", "Ижорские заводы" и "Технопарк Санкт-Петербурга". Последний – это не промышленность в чистом виде, а, скорее, "инкубатор" для стартапов молодых предпринимателей, который показывает неплохие результаты. Остальные четыре предназначены именно для крупных промышленных предприятий с большим объемом инвестиций. Именно в них чиновники и делали основные бюджетные инвестиции. К сожалению, назвать их успешными можно с трудом.
Как выяснил «ДП», в 2016-м забуксовали сразу два крупных проекта по развитию промзон на 6,5 млрд рублей. Один за другим подрядчики прекратили обустройство инфраструктуры на Ржевке и в Рыбацком и теперь судятся со Смольным.
Проекты развития промзон Ржевка и Рыбацкое стартовали в 2012-2013 годах. Уже в 2014 году там должны были быть построены новые улицы и обновлены коммуникации. Однако сейчас работы полностью остановлены. Менеджеры предприятий, работающих в этих промзонах, с грустью показывают журналистам зарытые в землю и ни к чему не присоединенные сети, а также начавшие было строиться, но заброшенные дороги.
Традиционное для чиновников и подрядчиков оправдание о нехватке денег на этот раз не подходит. Из года в год в бюджет закладывалось все больше и больше денег на развитие Ржевки и Рыбацкого. Более того, деньги на развитие этих промзон, судя по отчетам об исполнении Адресной инвестиционной программы, реально перечислялись: в общей сложности 491,2 млн рублей на Ржевку (2012-2016 годы) и 638,2 млн рублей на Рыбацкое (2013-2015 годы).
Однако каждый год срок окончания проектов отодвигался, и теперь чиновники надеются завершить их в 2020-2021 годах. При этом глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин признает: сейчас там никакой стройки нет, а когда будет – неизвестно.
"В связи с фактическим прекращением подрядчиками работ и невыполнением ими своих обязательств по контрактам были инициированы процедуры расторжения данных контрактов, которые в настоящее время продолжают рассматриваться в судебных инстанциях", – рассказал Максим Мейксин.
Причем уже понятно, что судебные тяжбы серьезно затянут развитие промзон, ведь, пока не будет расторгнут договор с предыдущим подрядчиком, запустить на объект нового будет невозможно.
Ошибки прошлого
Проблема при первом приближении кроется в недостатках администрирования проекта. К примеру, в Рыбацком подрядчик, выбранный по конкурсу, ЗАО "Стройкомплект", обнаружил серьезные ошибки в проекте, который чиновники заказали и приняли, а затем передали строителям.
«Когда мы это выяснили все, доложили заказчику, и заказчик подал в суд на проектную организацию, выиграл этот суд, – рассказывает генеральный директор ЗАО "Стройкомплект" Александр Шамарин. – Решение суда – проект малопригоден к реализации».
После того как чиновники признали проблему, "Стройкомплект" предложил изменить условия госконтракта – доработать проект, продлить срок исполнения и увеличить финансирование на 287 млн рублей.
Дальше события развивались очень странно. С одной стороны, правительство Петербурга 29 января 2016 года издает постановление об изменении стоимости промзоны "Рыбацкое" на 287,3 млн рублей. С другой стороны, перезаключать договор и идти навстречу подрядчикам никто не спешил.
"После выхода постановления мы должны были подписать дополнительно соглашение с заказчиком, но оно не подписано до сих пор. В результате не увеличена цена, не изменены сроки. Спустя некоторое время мы обратились в суд", – вспоминает Александр Шамарин. Арбитраж встал на сторону "Стройкомплекта" и потребовал от комитета изменить условия контракта. Но с этим решением не согласились чиновники из Смольного и решили оспорить результаты суда.
"Сейчас работа стоит. При этом мы несем расходы, охраняем объект, обеспечиваем электрификацию, платим за сбросы сточных вод. Уже 1,5 года мы, неся затраты, не зарабатываем ни рубля", – жалуется Александр Шамарин.
В свою очередь, в разрабатывавшей проект "Рыбацкого" компании "Инком-проект" отрицают серьезные недостатки в расчетах. Кстати, это на какая-то мелкая фирма-однодневка, а серьезный игрок на рынке проектирования в господрядах. На его счету многие десятки заказов на разработку проектов практически всего: инженерных сетей, школ, стадионов и даже жилых домов. Провал с проектом в "Рыбацком", судя по всему, никак не сказался на отношении к "Инком-проекту" со стороны чиновников. У него постоянно появляются новые господряды.
По словам представителя фирмы, действительно были небольшие проблемы, которые несли технический характер. Компания предлагала решить конфликт мирным путем, однако "Стройкомплект" инициировал обращение в суд.
"Проблем-то не было на самом деле. Были рабочие моменты, которые можно было обсуждать, но мы их обсуждать не стали. Там просто все непонятно было тоже. Мутная какая-то схема была. В суд обращались со следующими претензиями: в виду тех или иных обстоятельств реализация проекта является невозможной. Но почему-то при этом работы велись беспрепятственно. Делалась "вертикалка" (топографическая съемка. – Ред.), дорожное полотно. На мой взгляд, казуистика такая. Договориться мы не смогли", - рассказал предствитель "Инком-проекта".
Попытки найти виноватого и спросить с него пока проваливаются. С одной стороны, проектировщики и сами признают ошибки. Но ведь, когда они сдавали проект чиновникам, кто-то его принял и не требовал переделать. Странно, но на просьбу указать, чья подпись стоит на акте приемки работ по проектированию, в "Инком-проекте" отвечают отказом. Говорят, что у них проектом занимался человек, который уволился 5 лет назад, а сами документы найти очень трудно, так как фирма дважды переезжала.
Еще более странно, что такой проект, непригодный для использования (по решению суда), в 2012 году получил положительные заключения и в ГАУ «ЦГЭ», и в ФАУ «Главгосэкспертиза России». В 2011 году СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы" получило по контракту с Городским агентством по промышленным инвестициям 2,1 млн рублей за экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объектам "Рыбацкого". И все эти эксперты по какой-то причине не заметили грубых ошибок, из-за которых в итоге пришлось остановить работы.
В официальных базах данных о госконтрактах самого документа о приеме проектировочных работ по "Рыбацкому" отыскать пока не удалось, но даже без него нетрудно догадаться, что там должна стоять подпись руководителя организации-заказчика, то есть Городского агентства по промышленным инвестициям (сейчас называется "Городское агентство по сопровождению промышленных объектов"). В 2011 году его возглавлял Андрей Коротков. Сейчас он возглавляет федеральный Центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров – образовательный центр Росавтодора. "ДП" обратился к нему за комментариями. Однако он через помощника передал, что из-за занятости не может найти время для беседы, и предложил, если вопрос все еще будет актуален, еще раз обратиться к нему летом или осенью. Редакция "ДП" непременно это сделает.
На полдороги
C Ржевкой внешне дела обстоят чуть лучше: финансирование худо-бедно идет, и в 2016 году подрядчики получили 171,8 млн рублей. Тем печальнее смотрятся сейчас заброшенные стройки.
Строить эту промзону начали еще при Валентине Матвиенко, и уже к 2012 году обещали инвесторам обеспечить площадку всей необходимой инфраструктурой. Многие из предприятий (в основном из мебельного сектора), поверив обещаниям, возвели свои корпуса, однако многие годы были вынуждены работать с дизель-генераторами, привозной водой и биотуалетами. Даже временную дорогу им пришлось построить самим. Александр Шестаков, гендиректор "Первой мебельной фабрики", оценивал общие частные инвестиции в инфраструктуру Ржевки в 350 млн рублей. Компенсировать их, разумеется, было некому.
Кроме мебельщиков на Ржевку пришли еще два действительно крупных инвестора: немецкая "Кнорр-Бремзе" (комплектующие для железнодорожной техники) и известный предприниматель Олег Жеребцов с фармацевтическим заводом "Солофарм". Им приходится закрывать глаза на брошенную стройплощадку, через которую сотрудники пробираются на работу, и невыполненные обещания чиновников.
Представители компаний, которые работают там, даже жалуются, что с началом стройки стало хуже. Дело в том, что еще давно местные предприятия чуть ли не за свой счет построили дорогу. Однако с началом работ подрядчики демонтировали исправно работавшую ливневую канализацию, из-за чего теперь проезды периодически затапливаются. Большие сложности с отводом воды и в районе будущего пересечения пр. Маршала Блюхера и ул. Коммуны: построенная кольцевая развязка оказалась в зоне разлива соседнего ручья, и, похоже, в проекте это не было предусмотрено.
Также не были в проекте учтены и кабели ОАО "Ленэнерго", проходящие под будущей дорогой. За чей счет их теперь переносить – это вопрос открытый.
Застряли
В Рыбацкое планировали в свое время переезжать заводы: металлургический "Красный выборжец" со Свердловской набережной и амортизаторный "Плаза" с Петроградской стороны. Сейчас об этих планах там уже не вспоминают.
Тем временем в промзонах очень ждут хоть какого-то решения проблемы. Уже переехавшие туда предприятия страдают от транспортных проблем.
"У всех заводов на промзоне проблемы одинаковые – наличие ж/д переездов. Когда их закрывают, можно потерять много времени. Нам нужен какой-то виадук или съезд, – объясняет главный инженер Завода малых серий (ЗМС), Александр Камнев. – Если вы посмотрите на карту, то увидите, что мы находимся в окружении железных дорог – с одной стороны от нас ходят "Сапсаны", с другой – сортировочная. В дороге иногда можно простоять до 2 часов, а если что-то случится? Ни скорая, ни пожарные сюда просто не заедут. По своему личному опыту знаю, что если куда-то нужно вечером по делам, то лучше машину у метро оставить".
На Ржевке также работают предприятия, которые очень ждут появления новых дорог и коммуникаций, но их надежды тают с каждым днем.
Среди причин, почему промзона Ржевка пока так и не получила хороших дорог, – банкротство компании "Дорожник 92". Именно с ней в 2012 году был заключен контракт на строительство за 543 млн рублей. Строители успели получить 16 млн, после чего соглашение с ними было расторгнуто. Интересно, что, следуя общепринятым в те годы традициям рынка, "Дорожник 92" в ходе аукциона опустил цену на 30% относительно начальной, установленной при расчете, сметы, то есть предложил сэкономить городу 230 млн рублей. Результаты такой экономии, видимо, теперь и наблюдают обитатели промзоны "Ржевка".
В АИП на 2017 год есть строчки на корректировку проектов по "Ржевке" и "Рыбацкому", однако денег по ним не выделено. Деньги есть на само строительство, но кто его будет вести, пока непонятно.
Сложности перевода
Остается надеяться, что они не превратятся в такие же долгострои, как промзоны "Пушкинская" и "Ижорские заводы". В 2012 году на их развитие планировалось потратить (за 2-3 года) 397 млн и 885 млн рублей соответственно. В итоге деньги даже при наличии нужных строчек в бюджете осваивались крайне неторопливо (по данным официального источника – отчетов комитета финансов об исполнении АИП): за 4 года 153 млн рублей – на "Пушкинскую" и 1 млн рублей (это не опечатка) – на "Ижорские заводы". Сейчас обе зоны пропали из инвестпрограммы города. Примечательно, что еще в 2013 году комитет по инвестициям сообщал в СМИ, что вся нужная инфраструктура в "Пушкинской" уже построена, а деньги – 389 млн рублей – освоены.
Как это ни странно, но эти заверения оказываются и правдой, и неправдой одновременно. Дело в том, что подрядчик на площадку "Пушкинской" действительно выходил. И это был ставший позже скандально известным по "трубному делу" "Петроком". Контракт с ним заключался городским агентством по промышленным инвестициям еще в 2011 году. Сумма контракта – те самые 389 млн рублей. Однако работы были выполнены там не до конца: к исходу 2012 года чиновники приняли и оплатили затраты подрядчика лишь на 310 млн рублей (в распоряжении "ДП" есть номера платежных поручений, однако эта сумма в отчете об исполнении адресной инвестиционной программы не отражена). Причем в контракт постоянно вносились изменения: проект пришлось исправлять на ходу – на это объявлялся отдельный конкурс. Примечательно, что в "Пушкинской" проектировщиком был "Инком-проект" – тот же, что и в Рыбацком.
После выплаты части суммы по какой-то причине работы остановились, в 2014 году контракт на строительство инженерии в "Пушкинской" был расторгнут "по соглашению сторон", и "Петроком" получил еще 35 млн рублей. Иными словами, неизвестно, как сейчас, но в 2013 году нельзя было говорить, что "на площадке выполнены все работы" и тем более что "было затрачено 389 млн рублей". Вместе с тем на сегодняшний день все дороги и инфраструктура в "Пушкинской" полностью готовы, заверил на днях редакцию "ДП" Максим Мейксин.
И чиновников можно понять. Ведь в Пушкинской еще в 2012-2014 годах должны были построить свои производства фармацевтические компании: "Герофарм", "Самсон-Мед" и "Неон". Договоры с городом они подписали еще в 2010 году и тогда же получили землю. Однако начать строительство они смогли гораздо позже. В числе причин, почему стройка задержалась, – высотные ограничения в районе строительства. Хотя это немного странная причина для официально выделенной под промзону территории. Разрешение на превышение высотности было оформлено лишь в 2014 году. В январе 2017 года "Самсон-Мед" вновь подписал с администрацией Петербурга соглашения о партнерстве и получении участков в "Пушкинской". Тем, кто не следил за развитием событий последние 7 лет, могло показаться, что речь идет о новом инвесторе, хотя на деле это лишь продолжение договоренностей компании еще с администрацией Валентины Матвиенко.
Тем не менее есть надежда, что дело в "Пушкинской" сдвинется с мертвой точки: в конце января были подписаны документы о разрешении на ввод в эксплуатацию первой очереди завода "Герофарм". Назвать дату начала собственно производства в компании пока не берутся, но говорят, что это случится до конца июня 2017 года. Задержку в реализации своего проекта, длящегося с 2010 года, в компании объясняют изменением планов. Из других хороших новостей – приход в эту же промзону другого крупного игрока фармрынка, компании "Биокад".
За высоким забором
"Ижорские заводы" трудности поджидали уже в самом начале. Даже первое из найденных "ДП" в базе госконтрактов соглашение по этой промзоне было расторгнуто спустя три месяца после подписания контракта без выплаты денег – доработка проектной документации фирмой "Мегамейд". В дальнейшем выяснилось, что у соседних предприятий есть большие вопросы к тому, как должны прокладываться дороги внутри промзоны, и даже к тому, какие предприятия надо располагать в ней.
Дело в том, что вся эта территория исторически входит в единый промышленный комплекс, контролируемый сейчас группой «ОМЗ». И хотя на ней множество самых разных собственников, она вся обнесена единым забором и управляется одной из структур ОМЗ – ООО "Бизнес парк Ижора". Одним из вопросов, встававших во время публичных слушаний о развитии этой территории (протокол есть в распоряжении "ДП"), была судьба как раз этого забора: разумеется, работа внутри охраняемого периметра оборонного завода могла принести определенные неудобства инвесторам. Также заинтересованные в развитии промзоны организации сетовали, что нанятые чиновниками проектировщики игнорируют их замечания. В итоге сейчас там, куда планировалось привлекать крупные предприятия, как и прежде, пустырь.
Менее глобальными кажутся проблемы других промзон. Так, например, "Механический завод" (крановое оборудование) в Шушарах, по словам главы ГК "Кондрад" Вагифа Мамишева, все же начал строить новую площадку. Он уточнил, что работы на площадке продлятся ориентировочно до 2018 года: "С приходом кризиса поменялась обстановка во всем. Он перепутал все карты. Мы продлили срок работ, так как не укладывались в предыдущий. Несмотря на проблемы, мы продолжаем строиться. Мы планируем закончить строительство в срок".
В то же время в промзоне на ул. Севастьянова, как оказывается, не будет нового завода трансформаторных подстанций СЭТ, на который рассчитывали чиновники. Представитель компании в беседе с "ДП" заявил, что они с 2013 года работают в Шушарах и переезжать в другую промзону даже не собирались.
Еще один инвестор, который уже не планирует переехать в новую промзону, – ООО "Опытный вентиляторный завод", которое располагается в Парголово. Планировалось, что предприятие переедет в Каменку, однако этого не произошло. Представитель завода в беседе с "ДП" рассказал, что вопрос сейчас уже неактуален и переезжать они никуда не собираются.
Провал
А самый печальный пример неудачи городских чиновников в развитии промзон и технопарков – так называемый "ИТ-парк" на землях Государственного университета телекоммуникаций (ГУТ) им. Бонч-Бруевича на ул. Дыбенко. Его нет в Паспорте промзон.
"ИТ" изначально означало "интеллектуальные технологии", что задавало основную тематику технопарка – телекоммуникационные разработки, которые бы развивались в лабораториях профильного университета. Именно туда должны были по первоначальной задумке переехать корпуса ГУТ, высвободив элитную недвижимость на наб. реки Мойки.
Проект тянется с 2008 года, когда на него в бюджете впервые было зарезервировано 135 млн рублей, впрочем, тогда так и не освоенных. В 2009 году удалось полностью потратить отведенные на проект 480 млн рублей, а вот дальше пошла неудача за неудачей. Год за годом чиновники резервировали деньги на развитие ИТ-парка, и ни разу освоить их полностью не удавалось. В итоге внезапно оказалось, что часть территории каким-то образом досталась частным девелоперам, которые возвели там жилые дома, которые уже заселены, и их не снесешь. А оставшаяся земля прямо напротив станции метро "Улица Дыбенко" так и осталась пустырем. Порядчиком проекта также был "Петроком".
Как сообщили сейчас в КППИ, "реализация проекта ИТ-парка продолжается". Но пока строительные работы временно приостановлены "в связи с решением вопроса бюджетного финансирования и других вопросов". Всего на него было потрачено с 2008 года 3,2 млрд рублей. Что именно в итоге появится на самом дорогом в городе пустыре, полностью обеспеченном (по крайней мере по документам) всей инфраструктурой и расположенном прямо напротив выхода из метро, покажет время. Однако уже ясно, что претендентов на такой лакомый участок довольно много, и не все они выступают с планами развития именно промышленности.
Инвесторы не спешат
По состоянию на 2015 год чиновники указывали в числе потенциальных инвесторов в городских промзонах 35 компаний, часть из которых к тому времени уже даже начали строительство своих корпусов. К сожалению, на сегодняшний день удалось запустить производство лишь 10 предприятиям. Причем в их число вошел даже не очень промышленный объект – гипермаркет "Ряды" на Шафировском пр. Остальные инвесторы либо отказались от своих планов, либо по каким-то причинам задерживают запуск. Еще более печальная цифра – это компании, покинувшие промзоны. Редакции удалось насчитать больше 20 таких предприятий из Паспорта промзон, составленном чиновниками. Они в 2015 году были указаны как крупные резиденты, но сейчас по факту работу они там уже не ведут.
Причины такой безрадостной картины кроются как в неудачах конкретных фирм, так и в общей не очень успешной экономической ситуации в городе. Однако пенять на кризис все же было бы неправильно. Ведь один из локомотивов городской экономики – производство автокомпонентов – показывает бурный рост, несмотря на уход ряда крупных игроков и колоссальный спад на автомобильном рынке. Такая же ситуация и с фармацевтическим кластером – предметом особой гордости городских властей. В городе постоянно открываются все новые и новые производства, несмотря на обрушение российского фармрынка за последние годы. Тем обиднее задержка с запуском в промзоне "Пушкинская" трех новых крупных предприятий.
Ну а главный контраргумент против кризиса как сдерживающего фактора для открытия новых производств – статистика самих чиновников, которые указывают весьма радужные цифры роста индекса промпроизводства (+3,9% к уровню 2015 года), и это после нескольких лет неуклонного спада. А оборот обрабатывающих предприятий и вовсе вырос на 5,5%.
Насколько эти цифры действительно радужны, можно спорить. Вспомнив, к примеру, что официальная инфляция в России за прошлый год составила 5,4%. Или обратив внимание на то, что оборот городских предприятий, поставляющих электричество, воду и газ, вырос сразу на 19% (+56,5 млрд рублей) – ведь именно настолько выросли обязательные расходы всех потребителей.
В целом прирост оборота промышленных компаний, зарегистрированных в Петербурге, составил за прошлый год 152 млрд рублей. И на фоне падения прошлых лет 2016 год можно считать успешным. Тем не менее одни компании сворачивают производство в городских промзонах, а другие не очень торопятся начинать там работать. Несмотря на многомиллиардную поддержку из года в год оказываемую городским бюджетом городским промышленникам.
Источник: данные "ДП"