Блоги "ДП". Налог на физлица: в ожидании повышения

 

Несколько дней назад в СМИ стали дружно обсуждать очередные налоговые инициативы Минфина и Минэкономразвития. В этот раз относительно повышения налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Из имеющейся информации можно было извлечь два варианта предлагаемых изменений.
Согласно первому, НДФЛ повышается до 15% и из них 6-8% направляется в федеральный бюджет (сейчас весь налог идет на пополнение региональных бюджетов и составляет основную долю их доходов). Взамен снижаются страховые взносы — с нынешних 30% до 21%.
Второй вариант предполагает повышение НДФЛ до тех же 15% с одновременным предоставлением вычета беднейшим слоям населения (заметим, что это фактически есть введение прогрессивного налогообложения). Страховые взносы снижаются аналогичным образом. И, видимо, ради компенсации недобора доходов казны рекомендуется повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18% до 21%.
Говорят, что в России низкие налоги на доходы физлиц. На деле это совсем не так. Здесь надо учитывать не только универсальный 13%-й НДФЛ. Допустим, гражданину удалось устроиться на зарплату в 100 тыс. рублей. Бухгалтерия вычтет с него 13%, и он на руки получит 87 тыс. Однако работодатель с этих 100 тыс. заплатит в виде страховых взносов 30 тыс. (22 тыс. на пенсионное обеспечение, 5,1 тыс. на медицинское страхование и 2,9 тыс. на социальное страхование). Из 22 тыс. рублей пенсионного взноса 6 тыс. перечисляется у большинства граждан в накопительную систему, но поскольку государство последние 3 года изымало эти накопления и, более того, объявило, что будет изымать их впредь еще те же 3 года  на общие нужды федерального бюджета, то есть основание считать их наравне с прочими государственными изъятиями.
Что в итоге? Вы заработали 130 тыс. Именно 130 тыс., а не 100 (иначе работодателю не с чего было бы платить в соцстрах). У Вас на руках остается 87 тыс. Отнесем 43 тыс. (13 +30) к 130 и получим 33%. Не так уж и мало! Например, в Турции высшая ставка подоходного налога 36%, в Чили — 40%. Но там прогрессивное налогообложение. Средняя ставка, естественно, будет значительно меньше.
Однако история на этом не заканчивается.  Есть косвенные налоги в виде акцизов. С литра пива гражданин платит 20 рублей, а с литра бензина 54-56% от его цены. Не забудем и про налог на недвижимость, транспортный налог. Кроме того, есть и то, что экономисты называют перемещением налогового бремени. Взять тот же НДС. Его повышение с 18 до 21% отчасти ляжет на конечных покупателей товаров и услуг.
Особенность налогообложения в России — его чрезвычайно скрытый характер. И запомним одну непреложную истину: все налоги платят люди! Судить о тяжести налогообложения можно по доле налогов в ВВП. В России она 29%. В Бразилии — 35%. А вот в Польше — 20, Австралии — 26%.
И под конец вернемся к оценке общей направленности налоговых инноваций Минфина и Минэкономразвития. Она очевидна: заместить прямым бюджетным финансированием социальное страхование. Если и нынешних страховых взносов не хватает на пенсионеров, то что можно будет говорить после воплощения предлагаемых изменений? А бюджетное финансирование пенсий означает одно: все меньше стимулов зарабатывать на них, все больше их уравнительность и оторванность от полученных на протяжении жизни доходов.
Автор — профессор департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ — Санкт- Петербург