Холдинг Vimpelcom, куда входит оператор "Билайн", меняет название на Veon — под этим именем компания будет продвигать интернет-платформу, которая должна собрать 200 млн абонентов по всему миру. В России Veon призван помочь "Билайну" решить проблему оттока аудитории. Аналитики на это говорят: телеком-оператор отчаянно пытается успеть на уходящий поезд пользовательских приложений, но вряд ли ему поможет новый сервис.
Международный телеком-холдинг Vimpelcom Ltd. меняет название на Veon, ребрендинг "отражает стремление к преобразованию из телекоммуникационной компании в глобального технологического лидера", отмечается в релизе корпорации. Под брендом Veon холдинг планирует развивать одноименную интернет-платформу, которая во всех странах присутствия корпорации будет предоставлять пользователям услуги мессенджера, а также сервисы "от музыки до банкинга".
Помимо этого, Vimpelcom Ltd впервые за 2 года существенно увеличил размер дивидендов и пообещал перейти к "устойчивой и прогрессивной" дивидендной политике. Таким образом, корпорация, пережив глобальную реструктуризацию и заручившись поддержкой акционеров, планирует выйти за рамки телеком-индустрии и с помощью набирающего популярность мессенджера и других сервисов завоевать аудиторию в качестве универсального технологического гиганта. В России подобным путем решил пойти "МегаФон", который в январе объявил о покупке 63,8% голосующих акций одной из крупнейших в стране IT-корпораций — Mail.ru Group.
Новый курс
Решение о ребрендинге акционеры Vimpelcom Ltd должны одобрить на внеочередном собрании 30 марта. Также планируется провести вторичный листинг акций на Euronext Amsterdam во II квартале 2017 года "для расширения европейской инвесторской базы". До сих пор акции компании торговались только на американской бирже NASDAQ, капитализация VimpelCom в данный момент оценивается в $7,48 млрд.
Заявление о ребрендинге последовало вместе с публикацией позитивной отчетности корпорации. Так, чистая прибыль Vimpelcom, относящаяся к акционерам, по МСФО составила $2,414 млрд за 2016 год против убытка $655 млн годом ранее. Выручка Vimpelcom за отчетный период снизилась на 7,5%, до $8,885 млрд. Финансовые показатели российского подразделения оказались не столь впечатляющи. Выручка "ВымпелКома" по итогам года сократилась на 1,5%, до 273 млрд рублей.
Еще одним заметным изменением в политике руководства стало существенное увеличение дивидендов. Также Vimpelcom впервые с 2014 года осуществит крупные дивидендные выплаты. В январе 2014 года компания решила платить $0,035 на акцию (в сумме чуть больше $60 млн), до тех пор пока соотношение чистый долг / EBITDA не снизится до показателя менее двух. Теперь Vimpelcom решил выплатить еще $0,195 на акцию (реестр закроется 30 марта, выплаты — в апреле), что в сумме составит $0,23 на акцию за 2016 год, или чуть больше $400 млн.
Сейчас 47,9% акций Vimpelcom Ltd принадлежат холдингу LetterOne Михаила Фридмана, около 20,1% акций находится в свободном обращении, голландский траст SAMTI контролирует еще 8,3% ценных бумаг, а норвежскому холдингу Telenor принадлежит 23,7%. Последний еще в 2015 году объявил о планах избавиться от доли на фоне коррупционного скандала, связанного с расследованием деятельности Vimpelcom в Узбекистане. Еще одним громким делом в структурах Vimpelcom стал заочный арест экс-главы "ВымпелКома" Михаила Слободина в рамках дела о многомиллионных взятках бывшему руководству Коми во главе с Вячеславом Гайзером.
О смене направления развития Vimpelcom еще в ноябре прошлого года говорил глава холдинга Жан-Ив Шарлье в интервью Reuters. Он заявил, что корпорация планирует развивать финансовые сервисы и мессенджеры, доходы от которых в итоге должны составить 30–40% от общей суммы, а также дополнительные сервисы, которые в своей работе будут использовать данные абонентов, например вызов такси (кооперация с Uber) и продажа таргетированной рекламы. Первым шагом к созданию технологического гиганта на базе телеком-холдинга стал запуск в ноябре 2016 года в Италии операторского мессенджера Veon.
Очередной операторский
Приложение для общения Veon было запущено итальянской "дочкой" Vimpelcom, оператором Wind, в объединенной сети совместного предприятия Wind/Three Italia. Оно представляет собой операторский аналог WhatsApp или Viber — сервис позволяет звонить, отправлять сообщения и видео. Разница только в том, что использование Veon не тарифицируется в пакетном тарифе абонента, в то время как использование других мессенджеров становится платным, после того как абонент израсходовал предусмотренный тарифом лимит интернет-трафика.
Осенью в интервью Reuters Жан-Ив Шарль заявил: "Мы находимся в авангарде процесса трансформации отрасли". Между тем, как отметил источник "Ведомостей" в компании, Vimpelcom, разрабатывая этот продукт, ориентировался на опыт турецкого оператора Turkcell, чье приложение BiP завоевало большую популярность.
На старте мессенджера в ноябре 2016-го было заявлено, что к концу 2017 года Veon будет доступен более чем для 200 млн клиентов Vimpelcom на более чем 10 мировых рынках. В февральском релизе холдинга отмечается, что Veon станет "революционной интернет-платформой", которая объединит аналитику данных и технологию искусственного интеллекта. В перспективе Veon будет использоваться в сфере транспорта, музыкальной индустрии, финансовых сервисах и ретейле.
Так, уже 27 февраля Vimpelcom намерен объявить о партнерстве с видеосервисом STUDIO+, музыкальным сервисом Deezer, а также с финансовой платформой Mastercard, утверждают источники РБК. Как уточнили в пресс-службе "ВымпелКома", запуск Veon в России планируется в течение 2017 года. Сервис пополнит список операторских проектов "большой тройки", которые были запущены в последние годы. На данный момент ни одному из них не удалось попасть в топ-5 самых популярных мессенджеров России.
Переход Vimpelcom с телеком-индустрии на поле OTT-сервисов (контент-приложения на операторских сетях) — это попытка создания новой бизнес-модели телекоммуникационной отрасли, уверены в J’son & Partners Consulting.
"Смещение акцентов связано с необходимостью перехода оператора от односторонней бизнес-модели, когда все предоставляемые операторами сервисы формировались самими операторами и были жестко привязаны к инфраструктуре оператора, на двустороннюю бизнес-модель, когда на базе унифицированной инфраструктуры (платформы) оператор "доставляет" своим абонентам неограниченную номенклатуру цифровых сервисов — как собственных, так и партнерских, с измеримым и управляемым качеством", — поясняет руководитель департамента ИТ и облачных сервисов агентства J’son & Partners Александр Герасимов.
Аудитория мобильных приложений, млн пользователей
Источник: "Mediascope, исследование в городах свыше 700 тыс. человек в возрасте 12-64, посетители, заходившие в мобильное приложение хотя бы 1 раз за месяц
Помахать платочком
Ребрендинг Vimpelcom и смена глобальной стратегии холдинга российское подразделение ("ВымпелКом" и бренд "Билайн") не затронут, подчеркнули в пресс-службе оператора. О запуске мессенджера Veon в России в "Билайне" сообщают только то, что "это произойдет в 2017 году". "ВымпелКом" не пойдет на ребрендинг "Билайна" и не будет делать ставку на продвижение мессенджера материнской компании, уверен глава агентства TelecomDaily Денис Кусков.
"Как показывает практика, операторские сервисы просто не могут конкурировать с популярными мессенджерами, — констатирует Кусков, — потому этот сервис спасением не будет, им просто нужно с чего-то начинать. Для абонентов "Билайна" в России, скорее всего, ничего не изменится. Но надо помнить, что сделки холдинга на глобальном уровне не всегда полезны для региональных игроков, а российский "ВымпелКом" сейчас остановился в развитии, отток аудитории вряд ли остановится благодаря новому мессенджеру".
Планы Vimpelcom никакого отношения к "Билайну" не имеют, оператор сейчас пытается спасти положение и остановить отток абонентов, недовольных качеством связи и плохо развитой сетью стандарта 4G, отмечает глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. По его словам, сейчас в первостепенных задачах оператора не ребрендинг и мессенджеры, а строительство технологических площадок для базовых станций. Это позволило бы сохранить конкурентные преимущества в "большой тройке", и в 2017 году "Билайн" намерен построить свыше 2,2 тыс. таких площадок на Северо-Западе.
Операторы ищут точку роста, которая позволит ускорить развитие бизнеса (текущий рост телеком-отрасли в России — 1-2% в год). Сейчас драйвером рынка выступают OTT-сервисы, именно поэтому "МегаФон" покупает акции Mail.ru Group и планирует развитие в синергии с инструментами IT-корпорации, поясняет Брюквин.
"Операторы ищут синергию между разными бизнесами. В Италии появился намек — приложение, которое бурно растет, и Vimpelcom использует его как таран, чтобы штурмовать новые рубежи в IT-сегменте, перепрыгнуть из телекома в диджитал. Но пока они это все разворачивают, технологический поезд не стоит на месте, новые сервисы появляются постоянно. Операторы не только не успевают запрыгнуть в уходящий поезд, они не успевают даже помахать ему платочком на платформе", — уверен глава "Рустелекома".