После двухлетнего падения внешнеторговый товарооборот Петербурга в 2016 году вырос на 3%. В основном за счет импорта. Промышленные товары петербургских производителей пока с трудом находят своего покупателя за рубежом.
По данным Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), в январе-декабре 2016 года внешнеторговый товарооборот предприятий Петербурга составил $37,1 млрд против $36 млрд годом ранее. При этом рост произошел в основном за счет импорта — он увеличился на 5%, экспорт прибавил всего 0,15%. 2 года подряд оборот внешней торговли Петербурга падал: в 2015 году он снизился по сравнению с 2014 годом на 28,3%, а в 2014 году — на 7,1% (в 2014 году оборот составил $50,2 млрд, в 2013-м — $54,1 млрд).
Ростки стабилизации
Рост объемов внешней торговли объясняется стабилизацией российской экономики, а также тем, что петербургские торговцы наладили новые каналы поставок, поясняют в СЗТУ.
Напомним, в августе 2014 года Россия ввела продовольственное эмбарго в отношении США, Евросоюза, Канады, Норвегии и Австралии. Через год к перечню добавили Албанию, Черногорию, Исландию, Лихтенштейн и Украину. В мае 2016-го эмбарго продлено до конца 2017 года.
Но поставщики довольно быстро переориентировались. Вместо стран Евросоюза они стали закупать фрукты и овощи в Египте, Марокко, ЮАР, Кении, Израиле, Азербайджане, Узбекистане и Сербии. Норвежскую семгу заменила рыба из Белоруссии, Чили и с Фарерских островов. Белоруссия, правда, сама семгу не производит, но стала одним из ее крупнейших экспортеров, перепродавая выловленную другими странами.
Новые каналы поставок нашлись и для мясных, молочных продуктов, бакалеи, а также непродовольственных товаров.
С экспортом оказалось сложнее. Петербургские промышленники рассчитывали в разы увеличить объемы поставок своей продукции за границу, но пока этого сделать не удалось. Прирост в основном обеспечен за счет экспорта минерального сырья, лесоматериалов и продовольствия.
Лишь отдельные петербургские предприятия отмечают значительный рост экспорта. Правда, не уточняют его параметры. Например, фармацевтический завод Biocad в 2016 году получил выручку 14,5 млрд рублей, увеличив этот показатель за год на 40%. Доля экспорта в выручке составила 10%, и в течение 7-8 лет компания намерена увеличить ее не менее чем до 50% от всего объема продаж. Biocad продает и ведет переговоры о продажах своей продукции в Сирии, Алжире, Турции, Египте, Ираке, Малайзии, Японии и других странах.
У другого фармпредприятия Петербурга, завода "Полисан", на экспорт приходится 25% оборота. "Полисан" поставляет свои препараты в Узбекистан, на Украину, во Вьетнам и другие страны.
Наращивают экспорт Ижорские заводы. Предприятие поставляет за рубеж продукцию по контрактам, заключенным в предыдущие годы. Так, в январе Ижорские заводы начали отгрузку оборудования для АЭС Белене (Болгария), изготовленного по договору с АО "Атомстройэкспорт" от 2008 года. Стоимость контракта — 82 млн евро.
Холдинг "Силовые машины" благодаря зарубежным контрактам нарастил экспорт в 2015 году на 44% (итогов 2016 года пока нет). В частности, предприятие заключило в 2015 году соглашение о строительстве ТЭС "Лонг Фу–1" во Вьетнаме.
В 2017 году намерена начать зарубежные продажи Первая мебельная фабрика, которая в прошлом году завершила строительство совместного завода с немецким кухонным гигантом Alno. В перспективе фабрика рассчитывает выйти на годовой объем экспорта 1 млрд рублей.
Экспорт не по карману
Чтобы наладить экспортные контакты, нужно участвовать в международных выставках, показывать свою продукцию зарубежным партнерам на российских выставках, а это очень существенные затраты, многим производителям товаров народного потребления они не по карману, отмечает генеральный директор и совладелец Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. По его словам, участие в выставке в России обходится в 15-20 млн рублей, зарубежное мероприятие в разы дороже, говорит он.
Кроме того, экспортные поставки предполагают значительные расходы на транспортировку товаров, оплату таможенных пошлин, получение зарубежных сертификатов для продажи на зарубежных рынках. Это существенно удорожает продукцию российских промышленников и делает работу, направленную на развитие экспорта, целесообразной только при условии больших объемов поставок и высокого спроса на товар.
"Сейчас, пока рубль слабый, наш товар конкурентоспособен в Европе. Но если рубль будет укрепляться, то экспорт окажется под вопросом", — говорит гендиректор компании "Мегадор" (выпускает бытовые обогреватели) Александр Москвитин. "Мегадор" уже осваивает прибалтийский рынок и собирается начать продажи своих обогревателей в Скандинавии.
Минпромторг РФ не раз говорил, что будет компенсировать предприятиям часть расходов на выставочную деятельность, на оплату пошлин. Но пока повезло не многим производителям.