Экономист и маркетолог Ольга Джима несколько лет варит натуральное мыло дома и дает мастер–классы по его изготовлению, при этом работает с 60%–ной рентабельностью, зарабатывая 270 тыс. рублей в месяц. Организация полноценного производства поможет нарастить сбыт и вывести микробизнес на следующий уровень.
Мыловарением экономист и маркетолог по профессии Ольга Джима увлеклась, вынужденно будучи домохозяйкой, когда лишилась работы и задумалась о своем деле. В этот момент, по ее словам, рынок хендмейд–косметики активно рос. Отсутствие химического образования компенсировали курсы. Сейчас предпринимательница собственноручно изготавливает до 62 кг продукции в месяц с выручкой, равной 70 тыс. рублей. При этом еще 200 тыс. рублей в месяц приносит проведение мастер–классов, которые в последние годы стали особенно востребованы на выездных корпоративных мероприятиях. В ближайшем будущем Ольга Джима планирует начать сотрудничество с торговыми точками, однако, чтобы реализовывать продукцию в экомагазинах, нужно получить декларацию соответствия Таможенного союза, а для этого требуется наличие собственного производства. Она прямо сейчас запускает свою мини–фабрику и готова пройти все пять шагов вместе с "ДП".
С чего начать
По словам Ольги, основные вложения в проект пойдут на закупку оборудования и сырья. Необходимые компоненты рецептов можно приобрести у компаний–поставщиков: это базовые масла, щелочь и парфюмерная отдушка. Все, кроме последнего, изготавливается в пределах страны, однако эфирные масла чаще поставляют из Германии, Франции и Малайзии. В 2015 году из–за валютного кризиса их цена выросла в 4 раза, также увеличилась и себестоимость натурального мыла. "Сегодня один кусок стоит не меньше 250 рублей, а если вы видите меньшую цену, значит, производитель экономит на компонентах", — комментирует ситуацию Ольга Джима. Также она планирует вложить средства в декларирование продукции — на одну линию, например, мыла для сухой кожи может уйти 15 тыс. рублей. Как правило, в одну линию входит до 20 наименований. Набор сотрудников также входит в ее планы. Около 50% работы Ольга передаст на аутсорсинг.
Все задуманное можно реализовать в течение 3 месяцев, летом начать производство, а ближе к зиме увеличить его объемы. В новогодние праздники продажи достигают пика.
Мыльный рынок
В Петербурге объем рынка мыла ручной работы оценивается приблизительно в $1,8–2 млн. Крупных петербургских производителей не больше десяти: фабрика "Гиттин", "Петербургская мануфактура", TakeCareStudio и другие. Также на рынке присутствуют зарубежные игроки — это Lush, Fresh Line, Stenders, L’Occitane и пр. Генеральный директор ООО "Натур Косметикс" Инна Тимофеева считает, что спрос на мыло ручной работы высок, но не так сильно, как в прошлые годы: "Сложно сказать, что это ноу–хау. Что же касается конкуренции — если мы говорим о полноценном производстве, в этом случае она не высока. Серьезных предприятий в Петербурге мало, однако довольно много тех, кто занимается мыловарением в качестве хобби — не все сертифицируют продукцию, и, соответственно, они практически не поддаются подсчету".