Рынок виртуальной и дополненной реальности в России набирает обороты, но инвестиции крупных заказчиков еще нестабильны, а потребители ждут, пока "игрушки" подешевеют и обрастут полезным контентом.
Объем инвестиций в российскую индустрию дополненной реальности (augmented reality, AR) и виртуальной реальности (virtual reality, VR) по итогам 2016 года вырос в 3,5 раза к показателям 2015 года — с 200 млн рублей до более чем 700 млн рублей, следует из отчета Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA). Размеры сделок варьируются от стартовых инвестиций $15 тыс. до $2,5 млн — столько венчурный фонд Sistema VC вложил в образовательный проект MEL Science.
В прошлом году свои проекты в сфере AR/VR запустили Сбербанк, "СИБУР", Росатом, "Газпром". За минувший год количество компаний, работающих в сфере дополненной и виртуальной реальности, выросло с 60 до 183, две трети из них базируются в Москве. Основными игроками в этой сфере стали небольшие студии — от трех до 20 человек. Из крупных компаний, заявивших о своих разработках, в AVRA отметили Mail.Ru Group, которая в сентябре 2016 года выпустила прототип своей первой VR–игры.
Если в 2015 году основными направлениями деятельности компаний было создание рекламных и маркетинговых проектов под заказ, то в 2016 году разработчики стали уделять особое внимание продуктам для образовательной и развлекательной сферы, а также для всего, что касается недвижимости (архитектура, продажи).
Набор массы
В 2017 году в AVRA ожидают двукратного роста инвестиций в AR/VR и появления российских проектов мирового уровня. Ключевыми направлениями считаются развлечения (аттракционы, игры, контент для взрослых, 360–градусное кино) и образование, в первую очередь корпоративное обучение. "К концу 2017 года мы можем увидеть кейсы в области обучения персонала в отраслях, где работа сопряжена с опасностями, — прогнозирует Олег Кельник, сооснователь петербургской VR–платформы для недвижимости Planoplan. — Виртуальные тренажеры помогают подготовить специалистов к действиям в стрессовых, нештатных ситуациях".
А вот в области общего образования в РФ для виртуальной реальности денег пока нет, убедилась Наташа Флокси, соосновательница Cerevrum (российские VR–разработчики, штаб–квартира в Калифорнии). "Мы уже ездили на четыре встречи в разные московские департаменты, — рассказывает она. — Последний раз было так: "Очень интересны ваши эксперименты по урокам, особенно по физике. Можно мы их будем использовать? Может, бесплатно с нами пока поработаете? Может быть, у вас есть инвестор, который вложится в образование?"
Технологии VR активно внедряются девелоперами, уверяет Олег Кельник, причем как в проектировании, так и для демонстрации зданий. Что же касается потребительского сегмента, технологии AR/VR пока слишком дороги для рядового пользователя, а главное — не хватает ценного контента, отмечают в AVRA.
Отстающее дополнение
"Рынок виртуальной реальности будет в России развиваться медленно. По крайней мере точно медленнее, чем в Америке и Китае, — считает Наташа Флокси. — Достаточно популярной станет разработка на заказ, и это очень прибыльная история. По сути, интерактивные агентства (рекламные, риелторские и т. п. — Ред.) начинают уже сейчас переквалифицировать часть специалистов на VR–контент".
Сейчас виртуальная реальность развивается интенсивнее, чем дополненная, и большая часть российских инвестиций в 2016 году была именно в компании, которые делают VR–проекты. Но в перспективе дополненная реальность, вероятно, обойдет собрата по популярности. Участники рынка ожидают расцвета дополненной реальности в ближайшие 5 лет, когда усовершенствуются AR–технологии.
Сейчас главный сдерживающий фактор распространения продуктов AR/VR — это сомнительные показатели эффективности для бизнеса, считает Дмитрий Статовский, глава группы компаний UNC MEDIA, директор и сооснователь 1Reality. "Согласно недавнему опросу, крупные компании в среднем готовы инвестировать в эту индустрию не более 4,5% своего бюджета, но есть и те, кто готов платить и 10%. Главное — показатели эффективности продукта, — объясняет Дмитрий Статовский. — Крупные игроки, тот же Сбербанк, охотно тестируют AR/VR, но резко сокращают инвестиции и теряют интерес, если не получают быстрый результат. Получается, что корпорации пока действуют по принципу "поиграли и бросили", а для стабильных инвестиций необходимо постоянно увеличивать показатели эффективности этой технологии для заказчика".
“
Несмотря на то что рынок виртуальной реальности развивается в сторону развлечений, заказчиками масштабных и сложных проектов остаются крупный бизнес и государство. Поэтому падение экономических показателей тормозит рост продаж и распространение данной технологии. Дополненная реальность (AR) является логичным продолжением виртуальной реальности (VR), и, несомненно, она станет ключевой технологией в будущем. Но не в этом году и даже не в следующем, так как технология более молодая и незрелая, нежели виртуальная реальность. Один из показателей — отсутствие на рынке более–менее работающих AR–устройств. Активно развиваются и продаются VR–шлемы, а вот работающего и продающегося прототипа AR–шлема пока нет.
Денис Захаркин
сооснователь и технический директор VR Concept