Российский розничный рынок обуви, сокращавшийся последние 2 года, в 2017 году может вырасти на 5-10% в рублях за счет накопленного эффекта отложенного спроса. Наиболее чувствительна к кризису оказалась продукция среднего ценового сегмента, которая из-за роста валют подорожала на 30-35% и в восприятии покупателей перетекла в категорию премиальной.
Розничный рынок обуви в России после падения в предыдущие годы может показать рост на уровне 5-10% в 2017 году (и это только возврат рынка к 2005 году в долларах), сообщила пресс-служба Fashion Consulting Group со ссылкой на ежегодный отчет компании. По оптимистическому прогнозу, он может вырасти на 10% в рублях и долларах при дальнейшем укреплении курса рубля, по пессимистическому — до 5% в рублях и долларах при медленных темпах развития экономики. Но даже при оптимистическом плане рынок в 2017 году вернется только к объемам 2005 года в долларах, тогда он был равен $10,9 млрд.
В 2016 году обувной рынок сократился на 6%, до 649 млрд рублей, а в долларах сократился на 1% и составил $10 млрд. "В 2015-2016 годах средний уровень потребления обуви на рынке РФ был сопоставим с уровнем физического износа, а именно 2,5 пары в год на человека, — отмечает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. — Это крайне низкий показатель, и в ближайшее время, если не случится неожиданного витка кризиса, продажи обуви будут однозначно возрастать, во многом за счет эффекта отложенного спроса".
И обувные ретейлеры, и потребители уже адаптировались к новым реалиям. Так, продавцы обуви значительно сократили ассортимент модной обуви в пользу недорогих повседневных, функциональных моделей. Это сыграло на руку отечественным производителям, у которых лучше получается производить повседневную обувь, чем модельную.
"В 2017 году мы ожидаем небольшой рост рынка обуви как в рублях, так и в парах. В предыдущие 2 года потребление обуви сократилось до уровня физического износа — около двух пар обуви в год, поэтому дальше ему падать некуда. В 2017 году мы будем наблюдать эффект отложенного спроса: многие покупатели, которые экономили на покупке обуви в течение 1,5-2 лет, вернутся в магазины", — сообщили в пресс-службе ГК "Обувь России" (один из крупнейших российских производителей, его сеть входит в пятерку крупнейших в России).
Так, "Обувь России" в своих магазинах увеличила долю классической обуви универсальных цветов и сократила долю более дорогой модельной обуви, ввела линейки летней и демисезонной обуви из качественных искусственных материалов, которые более доступны по цене. Кроме того, компания стала активно развивать собственное производство обуви стиля casual, полупспорт, которые более приемлемы по цене.
По словам Анны Лебсак-Клейманс, наиболее чувствителен к кризису оказался весь средний ценовой сегмент рынка. Если в период краткосрочного мирового банковского кризиса 2008-2009 годов больше всего пострадал "средний плюс", то текущая ситуация затяжного кризиса в российской экономике распространилась на весь средний сегмент, который предлагает преимущественно импортную качественную обувь, произведенную из натуральной кожи и других современных материалов. Более уверенно себя чувствуют российские ретейлеры в недорогом массовом сегменте, и особенно те, которые чутко реагируют на изменения покупательских предпочтений.
"Если говорить о международных торговых марках, то они являются заложниками своих "глобальных" цен, которые им пришлось поднимать в рублях, приводя в соответствие с ростом обменного курса евро, доллара, юаня. Резкий рост цен на 30-35% переместил их продукцию в восприятии потребителей в более высокую ценовую категорию. К примеру, марки со средней ценой пары 6-7,5 тыс. рублей, которые ранее находились в сегменте средний плюс, при увеличении цены на 30-35% стали стоить 8-10 тыс. рублей — так в восприятии покупателей до 2014 года стоила обувь сегмента премиум".
В России лидером розничной обувного рынка является сеть Kari, принадлежащая бывшему совладельцу "Эльдорадо" Игорю Яковлеву. Лидер предыдущих лет "Торговый дом "Центробувь" в настоящее время проходит процедуру банкротства.