Вместо еды — таблетки против голода: как живет юридический рынок

Автор фото: Ермохин Сергей

 

Автор — управляющий партнер " Дювернуа лигал"
По итогам 2016 года наша фирма показала незначительный рост финансовых результатов по сравнению с 2015 годом, притом что нагрузка в рабочих часах выросла почти на треть. И, по моим ощущениям, мы находимся в общем тренде юридического рынка: все сегодня работают больше, чем раньше, а зарабатывают при этом в лучшем случае столько же, сколько и раньше. В нынешней ситуации, когда рост отсутствует во всей экономике, сохранение прошлогодних показателей, отсутствие падения — это тоже успех. Если в ближайшие 2 года мы останемся на том же уровне доходов, я буду считать это вполне удовлетворительным результатом.
Растут практики разрешения споров, банкротства, white collar crime — а они не могут расти вечно. Еще год–два —и рост окончится, потому что спорить и банкротиться будет просто некому. Жить на банкротствах в условиях экономики, не пополняемой новыми деньгами извне, — это все равно что принимать препарат, блокирующий чувство голода в отсутствие еды. Когда действие препарата пройдет, все равно надо будет поесть нормальной пищи.
Нормальной же пищей для юридической фирмы — ее хлебом насущным — является сопровождение текущей деятельности компаний и сопровождение сделок. Суды будут всегда — и в отсутствие кризиса они есть, и даже могут расти в количестве. Но в здоровой экономике их объем не может превышать объем сделок, а сейчас он его превышает.
Крупные проекты, стартовавшие до кризиса, завершаются, но, в частности, из–за обесценивания рубля и общего кризиса неплатежей субподрядчики недополучают денег и идут судиться. Многие из тех, кто сегодня судится, завтра будут банкротиться. А новых проектов запускается весьма ограниченное количество, потому что иностранных инвестиций по–прежнему почти нет.
Внутренние сделки идут — в частности, в 2016 году мы сопровождали довольно крупную сделку по продаже 12 отелей крупной российской компанией единым лотом, но локальному покупателю. Но это внутренние сделки, движение денег внутри страны. Сделок по вхождению иностранных компаний на российский рынок по очевидным причинам практически нет.
Поэтому мы весьма консервативны в наших ожиданиях. Мы уменьшили команду, занимающуюся сделками, и активно развиваем направление WCC. Те фирмы, которые не уделяют уголовной защите бизнеса должного внимания, рискуют потерять крупных российских клиентов. Поскольку, хотя клиенты у крупных юридических фирм обычно достаточно лояльны и предпочитают не менять консультанта, они могут встать перед такой необходимостью, если их нынешний консультант не способен обеспечить должную защиту, например, в условиях уголовного преследования владельца бизнеса.
А в том, что такая необходимость может сегодня возникнуть у любого крупного российского собственника, может убедиться каждый, просто читая ленту ежедневных новостей. Поэтому теперь все фирмы сталкиваются с тем, что клиенты обращаются не за сопровождением крупных проектов, запуском предприятий, а за выстраиванием стратегии защиты от уголовного преследования.