Ставропольский холдинг "Эко–культура" выкупает тепличный комплекс "Круглый год", подконтрольный бизнес–партнерам семьи Николая Патрушева. Сделка оценивается в 2,5 млрд рублей и станет одной из крупнейших на аграрном рынке Северо–Запада России.
Ставропольский холдинг "ЭКО–культура" выкупает тепличный комплекс "Круглый год" в Пикалево (Бокситогорский район Ленобласти). Об этом "ДП" сообщили сразу несколько источников на рынке и в органах власти региона. В "ЭКО–культуре" "ДП" подтвердили, что переговоры идут. А сразу несколько источников в "Круглом годе" уточнили, что сделка уже закрыта.
По оценке начальника аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрия Кумановского, стоимость активов комплекса "Круглый год" может составить 5,7 млрд рублей. "Окупаемость тепличных проектов составляет около 7 лет, поэтому продаваемый бизнес будет реализовываться как коммерчески успешный, имеющий собственную долю на рынке и сбыт", — поясняет аналитик.
Два других участника рынка говорят, что сумма сделки вряд ли превышает 2,5 млрд рублей.
Дружеские связи
Тепличный комплекс "Круглый год" запущен в 2014 году, мощность первой очереди составляет 6,2 тыс. т овощей — это огурцы, томаты, зелень, салаты. Объем инвестиций — более 2 млрд рублей. В 2016 году компания заявляла о планах по строительству второй очереди теплиц на 5 га за 1,9 млрд рублей. Общий оборот тепличного предприятия и торгового дома составляет около 1 млрд рублей. Продукция реализуется под брендом "С чистого листа".
Почему собственники решили продать "Круглый год", не уточняется. "Крупные структуры в таком сложном и капиталоемком бизнесе более успешны, у них больше организационных и лоббистских возможностей, а небольшим предприятиям выживать сложнее", — рассуждает один из знакомых со сделкой собеседников.
Ранее из расследования "Новой газеты" общественность узнала, что комплекс "Круглый год" подконтролен (через разные юрлица на 50%, по данным СПАРК) семье Максима Храмцова — бизнес–партнера Алексея Патрушева, племянника секретаря Совета безопасности Николая Патрушева. Кстати, именно Россельхозбанк, который возглавляет сын главы Совбеза Дмитрий, выделил ООО "Круглый год" кредит на 1,5 млрд рублей для реализации проекта. Тогда представители комбината категорически отрицали, что Алексей Патрушев имеет отношение к бизнесу.
"ЭКО–культура" объявила о намерении построить теплицы в Ленобласти осенью 2016 года. Для реализации проекта была выбрана площадка 60 га в Пикалево. Реализовать проект стоимостью 20 млрд рублей предполагалось в три очереди к концу 2020 года. Заявленная мощность будущего производства — около 45 тыс. т томатов в год.
Как говорит один из собеседников "ДП" в администрации Ленобласти, покупая мощности хозяйства "Круглый год", компания не отказывается от собственного проекта, а также планирует построить вторую очередь "Круглого года", заявленную ранее. "Очевидно, "ЭКО–культура" решила сразу войти на рынок региона, купив действующее предприятие, а затем уже заниматься созданием собственного", — рассказывает источник "ДП".
Агрохолдинг "ЭКО–культура" подконтролен ставропольскому бизнесмену Александру Рудакову и экс–депутату Тульской думы Андрею Петренко, компания владеет двумя тепличными комбинатами общей площадью 52 га на Ставрополье. Также у нее есть распределительные центры в Ставропольском крае и в Москве. К 2020 году площади тепличных комплексов составят 467 га. Объем производимой продукции достигнет 386,19 тыс. т. Компания приступила к строительству теплиц в Тульской, Воронежской, Московской и других областях.
Овощной бум
Эта сделка — одна из крупнейших в аграрном секторе за последние несколько лет. В 2015 году птицефабрики "Северная" и "Войсковицы" выкупила у голландской семьи Бринк компания Chapoen Pokhand Foods из Таиланда за $680 млн (около 40 млрд рублей). В 2016 году Никита Мельников продал птицефабрику "Синявинскую" агрохолдингу "Русгрэйн", сделка оценивалась в 7 млрд рублей без учета высокой долговой нагрузки.
В целом в связи с курсом на импортозамещение и после ввода продуктового эмбарго в 2014 году тепличные комплексы начали активно развиваться. Тогда дефицит овощей закрытого грунта оценивался примерно в 70%. Логично, что начались серьезные финансовые вливания в отрасль. В планах Минсельхоза увеличить объем производства к 2020 году до 1 млн т.
По данным "АБ–Центра", в 2015 году в России было произведено 337 тыс. т огурцов, импорт составил 117 тыс. т, а в 2016 году — уже 452 тыс. т, импорт сократился до 87,7 тыс. т. Что касается томатов, то в 2015 году их производство составило 123,3 тыс. т, а импорт — 689 тыс. т. В 2016 году объемы производства томатов выросли до 205 тыс. т, а импорт уменьшился до 476 тыс. т. Всего в 2016 году в России было произведено 820 тыс. т тепличных овощей и зелени. При этом общий объем рынка оценивается в 2016 году в 1,6 млн т, он упал по сравнению с 2015–м (1,9 млн т) — падение связано со снижением покупательной способности. По данным ассоциации "Теплицы России", в 2016 году строительство новых комплексов шло на 166 га — это 21 проект общей стоимостью более 33,5 млрд рублей. В эксплуатацию в прошлом году было введено около 100 га теплиц. На 2017 год предварительно заявлено строительство примерно 350 га теплиц — это еще около 40 проектов, отмечают эксперты. Этот тренд подтверждают и предприятия в Ленобласти. Крупнейший производитель региона агрофирма "Выборжец" вкладывает 2,3 млрд рублей в увеличение мощностей. Холдинг "Титан–2" экс–сенатора Григория Нагинского совместно с ИСГ "Сплав" экс–совладельца банка "Таврический" Олега Захаржевского построит теплицы на 15 га в Сосновом Бору, рядом с ЛАЭС, за 3 млрд рублей (оценка экспертов). Шанс на вторую жизнь получили обанкротившиеся проекты. Так, право требования долгов тепличных комплексов "Северная мечта", "Эврика" и "Премьер" на сумму 6,1 млрд рублей выкупают у Мастер–Банка компании, за которыми стоят прежние собственники.
Внешний фактор
В 2016 году на компенсацию 20% затрат на строительство и модернизацию теплиц из федерального бюджета было выделено 5,7 млрд рублей, в 2017–м для проектов 2016 года потребуется около 4 млрд рублей. Несмотря на это, игроки оценивают перспективы отрасли осторожно. Во–первых, проектов заявлено слишком много и есть риск перепроизводства. Во–вторых, уже частично снято эмбарго на поставку продукции из Турции и возможна отмена других ограничений. "Тепличный рынок слишком подвержен внешним факторам. Например, если откроют поставки томатов из Турции, то местные игроки просто не выживут. Себестоимость производства этой культуры в России слишком высока", — говорит Александр Бельковец, директор по продажам агрофирмы "Выборжец".
“
На российском рынке производства тепличных овощей в последние годы активно идет консолидация активов крупными инвесторами. Так, АФК "Система" приобрела комплекс "Южный" в Карачаево–Черкесии. В отрасль инвестируют и профильные инвесторы. Это связано с тем, что правительство РФ стимулирует сектор за счет субсидий, а также с последствиями продовольственного эмбарго. Можно предположить, что часть крупных хозяйств, которые работали самостоятельно, войдут в состав крупных холдингов. При этом будут развиваться и небольшие производители, которые инвестируют в современные технологии производства овощей.
Тамара Решетникова
глава компании "Технологии роста"
“
Последние годы производство тепличных овощей развивается в России достаточно бурно, причем инвестировать в перспективе будут, я думаю, профильные инвесторы. Отечественные производители, которые выращивают огурцы, динамично развивались еще до введения продуктового эмбарго. По итогам прошлого года российские компании закрывают потребности по огурцам более чем на 70%, а по томатам — только на треть. Выращиванием сладкого перца, баклажанов, скорее всего, пока особо никто заниматься не будет, поскольку у этих овощей высокая себестоимость производства.
Алексей Плугов
генеральный директор АБ "Центр"
“
Я пока не вижу предпосылок для консолидации активов в секторе тепличных овощей. Большинство производителей заявляют о расширении мощностей и модернизации, но большого количества сделок на рынке пока нет. Поэтому покупка компанией "ЭКО–культура" комплекса "Круглый год" — это частная история. Что касается перспектив, то наиболее привлекательно сейчас выращивание зелени. В этом сегменте маржинальность выше, чем, например, в производстве огурцов и томатов. Кроме того, в сегменте зелени меньше конкуренции с импортом и производителями из других регионов.
Михаил Бурмистров
генеральный директор "INFOLine–Аналитика"