Производители матрасов отмечают, что спрос на их продукцию вырос в 2 раза. Это спровоцировало появление десятков фирм-однодневок, которые демпингуют и уже отвоевали у крупных производителей 20% рынка емкостью 1,4 млрд рублей в год.
Северо-Западное таможенное управление отмечает резкий рост (на 28% в 2016 году) экспорта мебели, постельных принадлежностей, матрасов и диванных подушек. Их было продано за рубеж в 2016 году на сумму свыше $83 млн против $65 млн в 2015 году.
Промышленники отмечают, что в основном такой успех принесли данному сегменту именно матрасы и пружинные конструкции, которые экспортируются как комплектующие для сборки мебели на зарубежных мебельных фабриках. Из-за девальвации рубля иностранным производителям стало выгодно закупать матрасы в России.
Емкость рынка товаров для сна (включая матрасы, постельное белье, подушки) оценивается в 20 млрд рублей — это данные ивановского предприятия "Орматек", одного из лидеров отрасли, который вместе с холдингом "Аскона" из подмосковного Коврова делит примерно половину отечественного рынка матрасов.
Наша доля маленькая
Вклад петербургских предприятий в бодрую северо-западную экспортную статистику пока невелик: матрасных гигантов в городе нет, доля Петербурга на российском рынке матрасов не превышает 7%.
Однако рост производства матрасов и пружинных конструкций в Петербурге налицо. Правда, в статистике "Петростата" матрасы не выделяются как отдельная учетная позиция, но сами производители оценивают увеличение выпуска примерно на 100% за 2015-2016 годы.
"За последний год мы приобрели дополнительное оборудование, в 3 раза увеличили производственные площади, выросло число сотрудников предприятия. Теперь в месяц мы готовы отгружать около 5 тыс. изделий. Мы постоянно ищем новые рынки сбыта и готовы увеличить объемы производства в динамике спроса. Сейчас активно работаем в Северо-Западном федеральном округе: представлены в Псковской, Новгородской областях. Разрабатываем варианты поставок нашей продукции в Москву. В наших планах есть также выход на экспортные продажи", — рассказала Юлия Лисаченко, представитель фабрики матрасов Corretto.
Генеральный директор ООО "Питер матрас" (продает продукцию под брендом SoulSleep) Вероника Автухова отмечает, что ее предприятие также увеличило объемы производства. Компания занимается производством ортопедической продукции премиального качества и работает по индивидуальным заказам. "Отечественная продукция из нашего сегмента дешевле импортной на 30-50%, поэтому в кризис спрос на нее вырос. Импортных матрасов стало очень мало, некоторые поставщики даже закрыли свои представительства в России. Но больше все-таки увеличился спрос на матрасы экономкласса", — говорит Вероника Автухова.
Уровень комфорта жилья растет, поясняет Юлия Лисаченко: петербуржцы покупают квартиры с отдельными спальнями, поэтому многие могут позволить себе спать не на раскладном диване, а на кровати с хорошим матрасом. "Кроме того, растет число гостиниц, хостелов. Они тоже формируют значительный спрос на матрасы. Причем меняют старые матрасы на новые подчас даже чаще, чем обычные граждане, — раз в 2 года", — комментирует она.
Матрас на один раз
Однако рост спроса привел к снижению качества изделий. Изготовители отмечают: мелкие матрасные мастерские плодятся постоянно, так как больших затрат на создание такого производства не требуется — 300-500 тыс. рублей на открытие малого предприятия, готового выпускать до 50 матрасов в месяц. Больше года они, как правило, не держатся — закрываются, часто не рассчитавшись с поставщиками и сотрудниками.
Предприятиям с более чем десятилетней историей с такими производителями конкурировать тяжело, так как серьезные игроки стремятся сохранять качество и следовать за рыночными трендами, а это требует инвестиций. "Фирмам-однодневкам вложения в собственное развитие не нужны: они быстро зарабатывают, продавая некачественный товар, и уходят с рынка, не дожидаясь, пока к ним предъявят претензии за низкосортную продукцию", — сетует Наталья Куприна, исполнительный директор ООО "Контур".
Участники рынка оценивают долю таких однодневок примерно в 20%. В основном эти мелкие фирмы работают в сегменте экономкласса, так как он почти не зависит от импортных деталей, в отличие от премиального, где доля импортных комплектующих составляет около 30%. Такие фирмы используют самые дешевые комплектующие низкого качества — пружины, ткани, нетканые материалы — и продают свою продукцию дешевле, чем производители со стажем. "Мы держимся, хотя это сейчас трудно, учитывая, что и отечественные, и тем более привозные комплектующие дорожают, а мы пропорционально повышать свои цены не можем. К нам часто приходят те, кто обжегся на продукции недобросовестных производителей. Надеюсь, постепенно рынок стабилизируется", — полагает Наталья Куприна.