Блоги "ДП". Как рассказывать школьникам о современной России

 

У школьников 11 класса может появиться новый предмет — "Современная Россия", рассказал научный руководитель Института всеобщей истории РАН, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания Александр Чубарьян.
Курс будет включать в себя элементы современной истории, обществознания и географии. Внедрение курса планируется в соответствии с принятым 4 года назад историко-культурным стандартом для школьных учебников по истории, цель которого — формирование единого культурно-исторического пространства России.
В отношении этой идеи я бы занял выжидательную позицию. Инициативу можно было бы приветствовать, но есть несколько вопросов. Во-первых, не зайдет ли у детей ум за разум от огромного количества старых и новых школьных предметов? Будут ли они в состоянии воспринимать что бы то ни было?
Второй вопрос: очень многое зависит от того, что именно будут давать под титулом "Современная Россия" и кто именно будет это делать. Совсем недавно мы узнали, что в Консерватории в рамках изучения "Основ культурной политики Российской Федерации" зачитывают списки врагов народа, поэтому к названиям следует относиться осторожно.
Если школьникам действительно будут давать нормальную взвешенную сумму знаний о России, знакомить с ее географией, с этнографией многонациональной страны, это будет замечательно. А если вместо этого в них будут воспитывать ненависть — это плохо. И если преподавать такой предмет будут невежественные люди, итог тоже будет плохим, даже если цели будут благими.
Сам Александр Чубарьян — человек исключительно образованный и эрудированный. Если бы он лично занимался преподаванием такого предмета, это было бы замечательно. Но Александр Чубарьян — один, а школьных учителей — многие тысячи. И это — очень разные люди.
Как помогать воспитывать людей, знающих и любящих свою страну? Тут нужна не только школа, но прежде всего семья, а также телевидение, вообще СМИ. Если детей с малолетства приучать к тому, что они живут в осажденной крепости, то мы сформируем одно восприятие себя, своей страны и мира. Если их воспитывать как людей, живущих в большом и прекрасном мире и являющихся его частью, — это будет совершенно другое восприятие. В одном случае мы можем воспитать людей глубоко закомплексованных и злых, в другом — людей, распахнутых к окружающему миру.
Николай Сванидзе — историк, журналист
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"