Спрос на услуги авторемонта сокращается, рентабельность бизнеса падает. Чтобы стать более привлекательными для клиентов, нарастить обороты, автосервисы объединяются в сети.
Емкость петербургского рынка ремонта легковых автомобилей сокращается с 2013 года в среднем на 2 млрд рублей в год из–за падения доходов населения. Свыше 600 городских автосервисов энергично борются за клиентов, стараясь предложить наиболее выгодные цены.
Подавляющее большинство (90%) автосервисов — это небольшие компании с годовым оборотом менее 100 млн рублей. А их валовая рентабельность (отношение валовой прибыли к выручке) в среднем составляет 14%. Они не могут позволить себе большие расходы на маркетинг. На этом фоне начали появляться крупные игроки, предлагающие независимым сервисам объединиться в сеть и работать под единым брендом. Обычно такие проекты реализовывались в офлайне, а в начале этого года на петербургском рынке появился первый амбициозный проект агрегатора услуг автомастерских — CarFix. К концу года инициаторы проекта рассчитывают занять 5% петербургского рынка.
150 достаточно
Сооснователь консалтинговой группы FCG Владимир Лупенко решил воспользоваться конъюнктурой и в начале 2016 года запустил в Москве интернет–сервис для автомобилистов по поиску наиболее выгодных предложений автосервисов — CarFix.
"Платформа полностью разработана собственной командой IT–специалистов, она включает интерфейс для клиентов, автосервисов и собственную CRM–систему, в которой происходит автоматическая обработка заявок", — поясняют в ООО "КарФикс" (владелец марки).
Инвестиции в проект превысили $6 млн. Mail.Ru Group и фонды Simile Venture Partners, Kima Ventures вложили в проект $5 млн, получив за них 25% бизнеса. Партнер Владимира Лупенко — венчурный предприниматель Оскар Хартманн, создавший интернет–дискаунтер одежды KupiVIP и сеть магазинов с фиксированными ценами "Заодно". "Сейчас мы самая крупная сеть автосервисов в РФ, не имея ни одного из них в собственности. У CarFix более 500 сервисов партнеров", — говорят в ООО "КарФикс".
Компания зарегистрирована в Москве в апреле 2016 года, а с февраля 2017–го CarFix начала работать в Петербурге. "Мы стабильно неделя к неделе прирастаем. Наша цель — к концу года занять 5% петербургского рынка, — заявляет компания. — 150 сервисов будет достаточно для оказания любых услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей в каждом районе города".
Пока CarFix объединяет 50 автосервисов. С каждого выполненного заказа CarFix удерживает 10%. "Автосервисы гарантированно получают поток клиентов, а значит, экономят на маркетинговых затратах, экономят время. Специалисты CarFix определяют, какие именно работы необходимы автомобилю клиента, а также подбирают и доставляют запчасти и расходные материалы, — поясняют в компании. — Со всеми нашими партнерами мы заключаем договор, в котором закреплено, что клиентов CarFix они обслуживают по фиксированному прайс–листу, принимают в назначенное время без задержек".
Неудачный опыт
"Пока сложно оценить эффективность сотрудничества с CarFix. Мы работаем с ними примерно месяц. Есть сложности, но пока рано их оценивать. Надо подождать хотя бы полгода. Не скажу, что поток клиентов резко увеличился. В день к нам приезжает 30 автомобилей, из них CarFix поставляет одного–двух клиентов. Мы их рассматриваем как очередного поставщика клиентов", — говорит представитель компании "АС моторс".
В CarFix заявляют, что с их помощью сервисы эффективно загружают свои мощности и не тратят время и деньги на привлечение клиентов. Но по факту все получается не совсем так радужно. В компании Japan Motor Service заявили, что заключили договор с CarFix 2 месяца назад, когда открывали новую точку, чтобы привлечь клиентов, но в последнее время прекратили сотрудничество. "Заявки от них приходят регулярно, но мы их даже не рассматриваем. CarFix, рассчитывая цену, не учитывает особенностей той или иной модели автомобиля, и часто получается, что мы выполняем работы в убыток. То же самое и по запчастям. В общем, не очень выгодно с ними сотрудничать", — такой позиции придерживается представитель компании Japan Motor Service.
Проторенный путь
Владимир Лупенко и Оскар Хартманн не первые бизнесмены, замахнувшиеся на создание федеральной сети автосервисов. В октябре 2016–го "ДП" писал, что подобные планы вынашивает крупнейший петербургский торговец автозапчастями основатель сети "Евроавто" Игорь Комолов. Пока "Евроавто" выдающимися результатами не хвастается.
"Мы очень аккуратно подходим к данному направлению. Работаем над несколькими проектами одновременно. До конца года откроем несколько пилотных проектов. Также к концу года будет понятно, соответствует ли качество партнерских площадок высоким ожиданиям наших клиентов. Время покажет работоспособность финансовой модели. Наш подход не ограничивается только рекламно–маркетинговой составляющей. Мы не можем подключить сотню станций и отправлять туда клиентов, не заботясь о том, что будет на выходе. Это заставляет нас делать аккуратные, выверенные шаги. Для обеспечения качества услуг сотрудники обучаются и работают вместе. Фактически для клиента не должно быть разницы, чьи финансы были вложены в открытие сервиса", — говорят в "Евроавто".
“
Независимому СТО сложно и дорого привлекать клиентов. Поэтому рынок консолидируется. Останутся: дилеры, сети независимых СТО и сети интеграторов. "КарФикс" — это компания–интегратор, которая пытается стать Uber в среде автосервисов. Насколько это возможно? Это отдельный вопрос. Автосервис — это не такси. Думаю, автосервис ближе к ресторану. Поэтому нужно посмотреть, что происходит с интеграцией там, и сделать выводы. Условия, которые они предлагают, слишком путаные и сложные. В принципе, если агрегаторы будут предоставлять на понятных и взаимовыгодных условиях клиентов, то сотрудничество может быть очень продуктивным.
Андрей Романов
Генеральный Директор Группы Компаний "Вездеход"
“
"КарФикс" — всего лишь один из нескольких "околофраншизных проектов", которые развиваются на территории РФ в области автосервиса. Пожалуй, один из самых сильных. Конкуренты ли они для "Евроавто"? Предполагаю, что фокус в том, что "КарФикс" не добавляет ни одного автосервиса. Все автосервисы, которые существовали до этого, работают как работали. Только реклама подорожала, и некоторые сервисы получат больше клиентов, нежели другие. Uber–модель подразумевает перераспределение потока клиентов. Мы, как участник рекламного рынка, безусловно, получим удорожание в стоимости привлечения клиента. Рассказывать о себе станет дороже.
Илья Плисов
исполнительный директор "Евроавто"