За последний год существенно выросли продажи книг о бизнесе, собраний рекомендаций известных бизнесменов и книг по саморазвитию, свидетельствуют данные продаж книготорговых компаний. Молодые и опытные предприниматели и управленцы заинтересованы в повышении своих навыков в кризис, а простые обыватели все больше интересуются саморазвитием. Опрошенные бизнесмены разделились во мнениях о пользе такой литературы.
По данным российских и петербургских книжных магазинов, за последний год существенно вырос спрос и продажи бизнес-литературы. Растут продажи книг для управленцев, потребители все больше интересуются историями успеха известных бизнесменов, штудируют советы по достижению личной эффективности и хотят узнать все о личности идеального руководителя. Помимо непосредственно специализированной деловой литературы растут продажи книг по саморазвитию.
Среди хитов продаж игроки рынка называют "Семь навыков высокоэффективных людей", "Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее", "Искусство управленческой борьбы", "Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует", "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя" и другие книги.
Запрос на развитие
Аналитики ГК "ФИНАМ", подтверждая тренд, обращают внимание, что последние несколько лет сегмент бизнес-литературы прирастает преимущественно за счет роста популярности переводных изданий. В деньгах российский рынок бизнес-литературы и смежных категорий оценивается приблизительно в 3-4 млрд рублей, приводит данные финансовый аналитик "ФИНАМ" Тимур Нигматуллин.
В книжной сети "Буквоед" приводят данные по нескольким топовым позициям в этой категории книг. Продажи некоторых из них выросли в 2-5 раз. В компании повышение спроса связывают с общим информационном трендом — запросом на коучинг и самокоучинг.
"Идеи коучинга и самокоучинга сейчас очень обсуждаемы, имеют равное число поклонников и противников, что и говорит об их актуальности, — говорят в "Буквоеде". — Этот же тренд отражен в огромном количестве бизнес-форумов, конференций, деловых фестивалей. Наверное, это наиболее понятный язык для большого количества платежеспособной аудитории". Вместе с развитием тренинговых и коуч-программ, организуемых на самостоятельных площадках и внутри корпоративного обучения, наблюдается бурный рост количества новых книг на эти темы, соглашаются в "Доме книги".
В интернет-магазине OZON.ru фиксируют рост продаж бизнес-литературы с января по март 2017-го к январю-марту 2016 года на 10% и объясняют этот тренд интересом читателей к саморазвитию.
По наблюдениям главного редактора издательства "Альпина Паблишер" Сергея Турко, продажи книг, связанных с развитием личности, растут уже несколько лет. "После начала кризиса в 2014 году рынок сильно провалился, и уверенный подъем начался только с июня 2016 года. Возможно, это связано с увеличением умеренно-оптимистичных настроений в обществе", — говорят в "Альпина Паблишер".
Прочитал — примени на практике
Однозначно целевую аудиторию бизнес-литературы выделить нельзя. Среди них есть офисные сотрудники, руководители/владельцы бизнеса и госслужащие самых разных мастей, а также студенты и домохозяйки, перечисляет Сергей Турко. Потенциальные группы покупателей действительно разные, соглашаются в "Доме книги". Среди покупателей оказываются менеджеры среднего звена, желающие "прокачать" навыки селф-управления и мотивации, топ-менеджеры, развивающие лидерские качества и компетенции и управляющие подчиненными, а также коуч-тренеры и HR-специалисты.
Опрошенные "ДП" петербургские бизнесмены разошлись во взглядах на эффективность деловой литературы. Ряд игроков скептично относятся к бизнес-литературе и не верят в ее пользу для бизнесменов, а вот другие постоянно читают новинки и применяют знания на практике.
По признанию владельца холдинга "Евразия" Алексея Фурсова, в своей работе он не ориентируется на бизнес-литературу. "Бизнес — это искусство, нельзя прочитать книгу и стать талантливым бизнесменом, так же как невозможно прочитать пособие по рисованию и стать Микеланджело", — уверен миллиардер. С коллегой солидарен владелец холдинга "Аптека Доктор" Сергей Измаков, по его словам, даже профильное бизнес-образование не всегда помогает на практике, и коммерсантами скорее рождаются, чем становятся, даже прочитав горы литературы.
А вот экс-совладелец сети магазинов Sela, владелец фабрики "Ацтек" и ряда других компаний Аркадий Пекаревский уверен в полезности бизнес-литературы и сам ориентируется на советы некоторых авторов. "Мне интересны книги по маркетингу, по коммуникациям и построению команды, это некие книги-учителя для руководителей компаний. Сейчас появляется все больше молодых предпринимателей, и для них это отличная возможность приобрести новые знания", — считает Аркадий Пекаревский.
Непрерывно изучает бизнес-литературу и даже ведет лист "срочно к прочтению" владелец компании "Шокобокс" Андрей Шарков. Как рассказывает предприниматель, когда по некоторым вопросам ощущается недостаток компетенций, персонал "Шокобокса" приступает к прочтению специализированной литературы параллельно с походами на тренинги и программы обучения. По мнению генерального директора сети магазинов "Спектр" Андрея Мельникова, более половины бизнес-литературы оказывается ему полезной для руководства компанией, а почти в каждой книге топ-менеджер находит интересный для себя тезис.