Верфи садятся на мель

Северная верфь показала рекордный убыток за пятилеткуи падение выручки на 26%. Обороты крупнейших верфей Петербурга пошли на убыль из–за сокращения гособоронзаказа.

Судостроительный завод "Северная верфь", входящий в АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), получил рекордный убыток за последнюю пятилетку — 1,8 млрд рублей, следует из опубликованной предприятием финансовой отчетности за 2016 год. Выручка верфи сократилась на 26%, до 13,6 млрд рублей.
Не помогли предприятию даже экспортные контракты с Алжиром на строительство корветов, хотя благодаря им верфь по итогам 2015 года впервые за долгие годы получила 117 млн рублей чистой прибыли. Тогда на предприятии пояснили, что прибыль возникла из–за девальвации национальной валюты.
Динамику финансовых результатов за 2016 год Северная верфь комментировать отказалась, отметив, что завод разрабатывает антикризисный план.

Людей не тронем

В планах верфи — оптимизировать организационную структуру, сократить фонд оплаты труда. "Людей сокращать не будем, уберем ряд должностей. Например, если человек был заместителем, переведем его специалистом. Наверное, кому–то придется согласиться с понижением зарплаты", — заявил Игорь Пономарев, возглавивший предприятие в феврале этого года.
Никаких конкретных цифр глава верфи не назвал, сославшись на то, что ОСК пока еще не утвердила новую структуру. Совет директоров может принять ее через месяц. "Но в целом уже понятно. Будем менять систему управления, чтобы исключить лишние промежуточные звенья. Будем стремиться, чтобы основных производственных рабочих стало 40% от общей численности персонала. А сейчас перекос в сторону специалистов, не участвующих в основном производстве. Мы хотим сократить непроизводственные расходы", — поясняет Игорь Пономарев.
Верфи считают выручку методом "по мере готовности", то есть по завершении каждого этапа строительства корабля, объясняют судостроители. Поэтому одна из главных причин резкого падения оборотов Северной верфи в том, что она слишком долго строит корабли для Военно–морского флота РФ. Например, судозавод неоднократно переносил сроки сдачи головного фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков", заложенного еще в феврале 2006 года. Не получилось передать корабль флоту и в прошлом году. На предприятии перенос сроков объясняют тем, что поставщики несвоевременно выполняют свои обязательства. Например, некоторые виды вооружений на корабле — это новые разработки, и они не прошли еще полноценных испытаний, поэтому флот их не принимает.
Возникают проблемы и с проектировщиками, добавляют на Северной верфи. Например, строительство вспомогательного судна "Эльбрус" задерживается из–за проблем в проекте.
При этом новых заказов (а значит, и авансов) от Минобороны верфь получает мало, а гражданских заказов и вовсе нет. Последний военный заказ (на строительство корвета за 22 млрд рублей) верфь получила в октябре 2016 года. А до этого 1,5 года ей не поступало заказов.

Госзаказ сокращается

Сокращение оборотов — это общий тренд для отрасли. Так, крупнейший петербургский судозавод, строящий неатомные подводные лодки для ВМФ РФ и иностранных заказчиков, — ПАО "Адмиралтейские верфи" — впервые за последние 5 лет констатирует сокращение доходов. Его выручка за прошлый год упала на 361 млн рублей, до 44,9 млрд.
Судостроение — это ключевая отрасль военной индустрии города, и сокращение гособоронзаказа в судостроении приведет к тому, что обороты городского оборонно–промышленного комплекса могут сократиться в ближайшие 5 лет на 20%, говорил ранее "ДП" Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям.
"Сейчас разрабатывается новая программа вооружений, она проходит согласование. Параметры ее изучает ВМФ РФ. Президент страны поставил задачу завершить разработку программы до майских праздников. Из–за сложной финансовой обстановки Верховный главнокомандующий заявил, чтобы мы не думали о заказах Минобороны. Не сомневаюсь, что сокращения будут", — говорит источник в ОСК.