ОСК инвестирует 735 млн рублей в модернизацию Адмиралтейских верфей, чтобы Минобороны перестало передавать заказы предприятия менее дорогим частным судостроителям.
Государственное АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) инвестирует 735 млн рублей в модернизацию самой прибыльной "дочки" — АО "Адмиралтейские верфи", чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность судозавода, приносящего корпорации 70% прибыли. Пока же себестоимость строительства кораблей на Адмиралтейских верфях столь высока, что Министерство обороны приняло решение перевести некоторые заказы на частные верфи, чтобы сэкономить.
"Мать" и "дочь"
Средства на модернизацию производства крупнейший судостроитель Петербурга привлек за счет дополнительной эмиссии акций. Бумаги выкупила материнская компания (547 928 акций по 1375 рублей за акцию), следует из отчетности верфи. В результате пакет акций Адмиралтейских верфей, контролируемый ОСК, вырос до 77,4%.
"Денежные средства, полученные от допэмиссии, направлены на реализацию инвестиционной программы, в рамках которой предприятие закупает современное высокотехнологичное оборудование с числовым программным управлением. Также верфь строит ряд новых современных производственных участков с целью повышения эффективности производственного процесса и логистики, внедрения новых технологий и повышения качества выпускаемой продукции, что, в свою очередь, позволит повысить конкурентоспособность", — пояснил Петр Иванов, заместитель главного инженера — начальник инновационного отдела Адмиралтейских верфей.
Расходы опережают доходы
По итогам 2016 года, согласно финансовой отчетности предприятия, чистая прибыль верфи не изменилась и составила 5,2 млрд рублей. Прибыль получена в основном за счет экспортных заказов и размещения временно свободных средств (авансов) на депозитах банков.
Выручка сократилась с 45,3 млрд до 44,9 млрд рублей. Сокращение, по словам Сергея Юрчука, заместителя гендиректора по экономике и финансам верфей, связано с тем, что 2015 год был пиковым по производственной загрузке.
А вот увеличение себестоимости на 13%, до 28,6 млрд рублей на предприятии комментировать отказались.
Заказ ушел
"Адмиралтейские верфи — по всей видимости, одна из самых затратных верфей страны, продукция у них выходит очень дорогая", — считает один из судостроителей. По его мнению, вероятно, с высокой ценой и связан тот факт, что Министерство обороны не хочет продолжать строить на Адмиралтейских верфях серию ледоколов проекта 21180.
Головной корабль серии "Илья Муромец" заложен в апреле 2014 года. Тогда гендиректор верфи Александр Бузаков говорил, что, возможно, будет строиться серия из четырех ледоколов.
Но позже Минобороны отказалось от этой идеи. Проект модернизировали, и контракт на его строительство получит частная судостроительная фирма "Алмаз". "Контракт на первый ледокол планируется заключить в этом году", — уточнил Леонид Грабовец, член совета директоров компании. Новый ледокол будет меньше и существенно дешевле, добавил Леонид Грабовец.
Согласно техническим характеристикам, водоизмещение модернизированного ледокола проекта 21180М составит 4 тыс. т, а не 6 тыс. т, как у "Ильи Муромца". Благодаря чему осадка уменьшится с 6,8 до 4,5 м. Длина и ширина сократятся на 3 м, до 80 и 17 м соответственно. Стоимость нового ледокола составит 5–6 млрд рублей, что почти вдвое меньше цены корабля предыдущего проекта. "Ничего удивительного не вижу в том, что "Алмаз" предложил меньшую цену — это частная верфь и не столь дорогая", — говорит другой судостроитель.
Представитель ВМФ РФ не пояснил, с чем связано решение продолжить строительство новых ледоколов на другой верфи, но отметил, что 20 апреля на Адмиралтейских верфях заложат первый патрульный корабль ледокольного типа.