Сокращение рынка госзаказов в дорожном строительстве подтолкнуло миллиардера Игоря Букато сделать ставку на коммерческую недвижимость, финансы и грузоперевозки.
Петербургский миллиардер Игорь Букато, контролирующий дорожно-строительный холдинг "Возрождение", реструктурировал и диверсифицировал свой бизнес. Он стал владельцем нескольких активов в области коммерческой недвижимости, финансов и грузоперевозок. Распределить риски по разным бизнес-направлениям миллиардера сподвигло кризисное сокращение бюджетных инвестиций в дорожное строительство.
Отель, ресторан и грузы
Игорь Букато вместе с семьей занимает 78-е место в Рейтинге миллиардеров — 2016, его состояние оценивается в 10,61 млрд рублей. Главный актив семьи Букато — Группа проектно-строительных компаний "Возрождение". ГК традиционно входит в тройку крупнейших дорожно-строительных компаний по версии журнала "ТОП-100" (спецпроект "ДП").
Правда, в 2015 году выручка компании упала более чем вдвое по сравнению с 2014 годом. Год назад в интервью "ДП" Игорь Букато пояснял: "Начался кризис. Денег стало меньше. В условиях нестабильной экономической ситуации особенно тяжело приходится дорожно–строительной отрасли: идет серьезное сокращение объемов бюджетных инвестиций, сокращение объемов нового дорожного строительства, ослабление курса национальной валюты, инфляция и удорожание строительных материалов".
По данным системы "СПАРК", второй после дорожно-строительного крупнейший блок в бизнес-империи Игоря Букато — сегмент недвижимости. В последнее время он стал владельцем и совладельцем нескольких активов. В их числе международный деловой центр (МДЦ) "Виктория" в Выборге: семиэтажный комплекс общей площадью 9,1 тыс. м2, в том числе бизнес-центр площадью 2,5 тыс. м2.
Евгения Букато, дочь Игоря Букато и руководитель PR-направления "Возрождения", пояснила, что компания собиралась реконструировать принадлежащее ей общежитие в Выборге под жилье. Но потом решила построить здесь гостиничный комплекс. "Это очень удачное для отеля место, у нас всегда много гостей. Гостиничный бизнес очень перспективен, особенно сейчас, когда туризм на подъеме", — отмечает Евгения Букато.
Игорь Букато также реструктурировал бизнес, выделив два спецподразделения, курирующих направление недвижимости: "УК Управление недвижимостью" и "Эстейт-менеджмент". Еще одна фирма, "ЛТС Экспресс", занимается грузоперевозками. Бизнесмену также принадлежат недавно созданная инвесткомпания ("Никаинвест") и ресторан "Вкус" в МДЦ (ООО "Мир вкуса").
Песка в песочнице мало
Главный заказчик в дорожном бизнесе — государство. В кризис ситуация с заказами нестабильна. Правда, на днях "Возрождению" достался крупный контракт (1,83 млрд рублей) на реконструкцию перрона №3 в Пулково-2. Но неясно, могут ли петербургские дорожники рассчитывать на масштабные заказы в будущем: строительство Западного скоростного диаметра завершено, а других сопоставимых строек Смольный не затевает. Адресная инвестиционная программа комитета по развитию транспортной инфраструктуры в 2017 году сократилась на 8,6 млрд рублей по сравнению с 2016-м и составила 41,4 млрд рублей (в 2015-м было 45,7 млрд).
По данным директора НП "РОССО-ДОРМОСТ" Кирилла Иванова, в 2016 году около трети дорожно-строительных компаний Петербурга находились в предбанкротном состоянии, 38% предприятий отрасли ушли с рынка.
В этой ситуации логичным выглядит решение Игоря Букато диверсифицировать бизнес, считают эксперты.
Аналитик "Алор брокер" Алексей Антонов отмечает, что предприниматель диверсифицируется также и географически: у компании есть проекты в Туркменистане, Афганистане, Никарагуа, Чили. По его мнению, сегодня для успеха в дорожно-строительном бизнесе недостаточно иметь слаженную команду инженеров и даже собственное производство строительных материалов, как у "Возрождения". "Работать на территории Петербурга и Ленобласти — это все равно, что играть в одной песочнице: чем больше детей или меньше песка, тем больше риск, что на всех не хватит. Поэтому логично, что Игорь Букато решил вкладываться в новые направления бизнеса. Причем в них он не ограничен географией Северо-Западного региона, как в дорожном строительстве", — говорит Антонов.