14:2017 апреля 201714:20
1989просмотров
14:2017 апреля 2017
Автор — совладелец ГК "ЛИК ПРО", аналитик рынка жилой недвижимости
Ниша купли-продажи бизнесов серьезно недооценена российскими предпринимателями, поэтому тот, кто в числе первых придет в этот сегмент, получит серьезное конкурентное преимущество. Однако, прежде чем очертя голову бросаться покупать готовый бизнес, стоит трезво его оценить и понять, оправдает ли себя данное вложение.
На сегодняшний день на российском рынке нет четкой цены продаж бизнесов. К примеру, стоимость двух салонов красоты в соседних дворах может различаться в разы, например 2 млн и 200 тыс. рублей. Почему? Да потому, что каждый продавец оценивает свой бизнес субъективно и зачастую назначает цену с потолка. При этом дешевый и некачественный на вид бизнес (например ларек с шавермой у вокзала) может приносить куда больше денег, чем дорогой и ухоженный (например хорошее кафе в месте с плохой проходимостью). Как понять, какой бизнес купить?
Лайфхак
1: не оценивайте приобретаемый бизнес эмоционально, по принципу "нравится/не
нравится". Все, что имеет значение, — принесет ли покупка доход.
Поговорим о том, какой бизнес можно покупать, будучи начинающим бизнесменом, а какой — ни в коем случае нельзя. Чтобы понять это, нужно в первую очередь определиться с тем, к какому типу принадлежит рассматриваемый вариант. То, что в России делят бизнес на малый, средний и крупный, никак не помогает понять, можно ли заработать на покупке. Опираясь на свой опыт ведения бизнесов в России и за рубежом, я разработала авторскую типологию "Пять моделей бизнеса", призванную помочь не только инвестору, но и начинающему предпринимателю.
Модель 1. Шоу-бизнес
Шоу-бизнес не обязательно связан с эстрадой, кино или высокой модой. К этой категории относится любой бизнес, построенный на взаимодействии одного человека (или небольшой группы людей) с большой аудиторией. Фактически этот бизнес не требует большого начального капитала и большого штата. Достаточно всего двух профессионалов: звезды, то есть медийной фигуры, оказывающей определенные услуги аудитории, и менеджера — импресарио, собирающего эту аудиторию.
Покупать такой бизнес нет смысла, потому что все держится на двух людях и без любого из них система развалится. Так, эксцесс исполнителя, его невозможность взаимодействовать с аудиторией почти наверняка означает крах бизнеса.
Лайфхак
2: не стоит покупать бизнес, успех которого зависит от ограниченного числа лиц
(артисты, ораторы, тренеры). Выход из строя ключевой медийной фигуры будет автоматически
означать крах всего бизнеса.
Модель 2. Бизнес индивидуальных услуг
Самая популярная модель для начинающих бизнесменов. Фактически такой бизнес — результат успешной работы в качестве фрилансера. Посредники, репетиторы, строители, выполняющие частные заказы, парикмахеры, домработницы… все это — представители бизнеса индивидуальных услуг.
Материальная база для старта такого бизнеса почти не нужна. Самое главное здесь — поиск клиентов. Любой провал услуги не так критичен, как в первой модели, но важно постоянное пополнение клиентской базы.
Однако не каждый фрилансер — успешный бизнесмен. Если бизнес успешен, то в идеале домработница должна превратиться в хозяйку клинингового агентства. Именно поэтому такой бизнес покупают, как правило, те, кто в нем работает. Например, для расширения сети и пополнения клиентской базы.
Покупая и развивая бизнес второй модели, важно понимать, что основной капитал составляют отношения с клиентами, а вовсе не дорогостоящие площади. Ведь если парикмахер приходит на дом к клиенту, так ли важно, есть ли у него офис?
Лайфхак
3: бизнес индивидуальных услуг развивается в основном благодаря интернет-маркетингу.
Покупая такой бизнес, помните, что красивый офис ему совсем не нужен, важна только обширная
клиентская база.
Модель 3. Услуга + место
В таком бизнесе основной расчет делается как раз на проходимость места. Классические примеры модели "услуга + место" — это кафе или магазин. Здесь важно, чтобы все жители и гости района были хорошо осведомлены о наличии данного вида товаров или услуг в данном месте.
Такой бизнес — отличный вариант для покупки и последующей прокачки. Однако стоит помнить, что для такого бизнеса лучше подойдет арендованное помещение. Если помещение в собственности, оно ни в коем случае не должно быть заточено только под один конкретный вид бизнеса. Предпочтительнее в данном случае арендное помещение, чтобы в случае неудачи можно было быстро и без лишних затрат отказаться от его использования.
Лайфхак
4: кафе, салон красоты или магазин лучше открывать в арендованном помещении. Так,
если бизнес перестанет приносить доход, вы не должны будете думать о том, как бы поскорее
продать нерентабельное помещение.
Модель 4. Производство
Сельскохозяйственное предприятие, сталелитейный завод, рыбная ферма, ателье: несмотря на разные сегменты экономики и финансовые обороты, все это — производство.
Производство — это высшая лига, категорически не подходящая для покупки в качестве первой инвестиции.
Исключение — когда у производства уже есть оптовый покупатель. В противном случае инвестору придется искать поле сбыта: заниматься продажами, а не производством. То есть фактически взять на себя функции посредника (бизнес второй модели). Нужно ли говорить, что при сочетании моделей ни одна не будет работать на 100%?
Лайфхак
5: если хотите развивать производство, начните с бизнеса второй модели. Станьте
хорошим посредником, оптовым продавцом чужого товара, нарастите клиентскую базу и только
потом открывайте собственное производство, постепенно замещая чужой товар собственным.
Еще одна ситуация, в которой имеет смысл покупать производство: если оно имеет собственное здание и расположено в хорошем месте. Например, а центре города. Тогда само производство можно перевезти на более дешевую площадку, а помещение в центре использовать под другой бизнес или сдать в аренду. При хорошо продуманной стратегии вы получите два успешных бизнеса по цене одного.
Модель 5. Эксплуатация материальных активов
Этот тип бизнеса построен на владении конкретным активом: недвижимостью, баржей, строительным оборудованием, землей… Эта модель приносит доход за счет факта владения и сдачи в аренду, в отличие от других моделей, где основной денежный поток генерируется налаженными процессам и работой персонала. Если с умом сдавать имеющийся ресурс в аренду, до 60-70% общего дохода инвестора приходят за счет владения активом. Тут самое главное — качество актива, а поскольку оценить его, не будучи профессионалом, зачастую в достаточно узкой области, сложно, такой бизнес не лучший вариант для первой покупки.
Лайфхак
6: помните, что продавать ликвидные активы, приносящие пассивный доход, станут
единицы. Как правило, к продаже предлагаются активы, получить доход от которых на деле совсем
не просто.
Опытный бизнесмен может позволить себе построить бизнес по продаже бизнесов. Создавать стартап, развивать его, а затем продавать, оставляя в собственности помещение и получая таким образом доход от продажи бизнеса и пассивный доход от арендатора. Но это уже совсем другая лига и совсем другой уровень игры.
Приведенная классификация бизнесов, конечно, не является жесткой. Существуют бизнесы, сочетающие в себе несколько моделей. Однако одна из моделей всегда будет ведущей, а остальные — вспомогательными. Знание сильных и слабых сторон каждой модели является ключом к успеху и позволяет даже новичкам стать владельцами успешных бизнесов.